Какими были взаимоотношения ханства Абулхаира с соседними государствами и племенами? Опишите характер взаимоотношений с соседними государствами и племенами.
одна из особенностей кавказской войны – отсутствие однозначных хронологических границ. ее не знает даты официального объявления, как и дня подписания мира. трудно даже представить, как эти события могли бы выглядеть. кто и кому объявлял бы войну и с кем заключал мир. ведь россия воевала на кавказе со множеством местных обществ, говоривших на разных языках и имевших своих предводителей.
традиционная датировка 1817–1864 гг. получила распространение в советский период. хрономаркерами здесь выступили: перенесение линии российских военных укреплений генералом алексеем ермоловым с терека на сунжу (что сильно ударило по чеченским обществам) в 1817 г. и подавление войсками кавказской армии организованного сопротивления адыгов северо-западного кавказа. но есть и другие варианты датировки.
генерал и публицист ростислав фадеев, который и сам повоевал на неспокойной южной окраине империи в 1840–1850-х гг., отсчитывал кавказскую войну с 1801 г., когда в состав россии вошла восточная грузия. последняя, как известно, расположена по южную сторону кавказских гор, а значит, для надежной связи с новыми владениями российской империи необходимо было контролировать и северную сторону кавказской горной стены. так и началась кавказская война. ее окончание фадеев связывал с пленением в 1859 г. имама шамиля, который возглавлял сопротивление горцев чечни и дагестана.
в памяти кабардинского общества начало кавказской войны связывается с основанием крепости моздок в 1763 г., что рассорило большую часть кабардинской аристократии с российской властью. дело в том, что несвободные кабардинцы бежали от своих аристократов в моздок, где избавлялись от зависимости и получали шанс начать жизнь заново. кабардинская знать была недовольна, но ее протесты оставались без внимания российского правительства. началась война. 21 мая в нальчике и некоторых других городах северного кавказа (майкоп, черкесск) день памяти жертв кавказской войны. у нальчикского памятника, посвященного этой трагической , зажигают 101 поминальную свечу по числу военных лет с 1763 по 1864 гг.
современный игорь курукин относит начало кавказской войны к еще более ранней дате – 1722 г. это начало персидского похода петра i, желавшего овладеть прикаспием.
кавказская война растянулась во времени и пространстве. это особенный военный конфликт, совершенно непохожий на привычные для императорской россии европейские войны с четко обозначенным противником и целями на карте, достижение которых означало победу. овладение подобными точками в кавказской войне почти ничего не означало, а противник постоянно уклонялся от решающего генерального сражения, бесследно исчезая за следующим горным утесом.
в своей эволюции культура древней руси прошла несколько этапов. первый из них – языческий, или дохристианский – начался в период образования этноса и закончился в х в. с крещением киевской руси. еще до образования киевского государства славяне уже имели свою и заметные достижения как в материальной, так и духовной культуре. у них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, соблюдались ритуалы.
согласно «велесовой книге», славяне, как и другие языческие народы, имели свою религию, свою троицу богов. и трудно не согласиться с , считающими, что каждая религия отражает душу народа, его суть, способ мышления, нравственные и умственные качества. религия славян была языческая, с множеством богов, среди которых выделялись три бога – триглав-сварог (дед богов, «старший бог рода божьего и роду всему – вечно бьющий «родник»), перун (громовержец, бог «битв и борьбы»), свентовит (он же велес), который «восстал богом прави и ведь свентовит – это свет». в «велесовой книге» называется множество других богов (хорс, купала, студич и др.)
по мнению академика б.а. рыбакова, славянское язычество – это часть «огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий, послуживших основой для всех позднейших мировых религий». славянское язычество – это всеобъемлющее значение природы как абсолюта добра и красоты. возникнув в глубокой древности, оно не было чем-то застывшим и окостеневшим. у книжника xii в. в «слове об идолах» различается три этапа языческой культуры:
славяне сначала «клали требы16 упырям и берегыням».
под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу
одна из особенностей кавказской войны – отсутствие однозначных хронологических границ. ее не знает даты официального объявления, как и дня подписания мира. трудно даже представить, как эти события могли бы выглядеть. кто и кому объявлял бы войну и с кем заключал мир. ведь россия воевала на кавказе со множеством местных обществ, говоривших на разных языках и имевших своих предводителей.
традиционная датировка 1817–1864 гг. получила распространение в советский период. хрономаркерами здесь выступили: перенесение линии российских военных укреплений генералом алексеем ермоловым с терека на сунжу (что сильно ударило по чеченским обществам) в 1817 г. и подавление войсками кавказской армии организованного сопротивления адыгов северо-западного кавказа. но есть и другие варианты датировки.
генерал и публицист ростислав фадеев, который и сам повоевал на неспокойной южной окраине империи в 1840–1850-х гг., отсчитывал кавказскую войну с 1801 г., когда в состав россии вошла восточная грузия. последняя, как известно, расположена по южную сторону кавказских гор, а значит, для надежной связи с новыми владениями российской империи необходимо было контролировать и северную сторону кавказской горной стены. так и началась кавказская война. ее окончание фадеев связывал с пленением в 1859 г. имама шамиля, который возглавлял сопротивление горцев чечни и дагестана.
в памяти кабардинского общества начало кавказской войны связывается с основанием крепости моздок в 1763 г., что рассорило большую часть кабардинской аристократии с российской властью. дело в том, что несвободные кабардинцы бежали от своих аристократов в моздок, где избавлялись от зависимости и получали шанс начать жизнь заново. кабардинская знать была недовольна, но ее протесты оставались без внимания российского правительства. началась война. 21 мая в нальчике и некоторых других городах северного кавказа (майкоп, черкесск) день памяти жертв кавказской войны. у нальчикского памятника, посвященного этой трагической , зажигают 101 поминальную свечу по числу военных лет с 1763 по 1864 гг.
современный игорь курукин относит начало кавказской войны к еще более ранней дате – 1722 г. это начало персидского похода петра i, желавшего овладеть прикаспием.
кавказская война растянулась во времени и пространстве. это особенный военный конфликт, совершенно непохожий на привычные для императорской россии европейские войны с четко обозначенным противником и целями на карте, достижение которых означало победу. овладение подобными точками в кавказской войне почти ничего не означало, а противник постоянно уклонялся от решающего генерального сражения, бесследно исчезая за следующим горным утесом.
в своей эволюции культура древней руси прошла несколько этапов. первый из них – языческий, или дохристианский – начался в период образования этноса и закончился в х в. с крещением киевской руси. еще до образования киевского государства славяне уже имели свою и заметные достижения как в материальной, так и духовной культуре. у них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, соблюдались ритуалы.
согласно «велесовой книге», славяне, как и другие языческие народы, имели свою религию, свою троицу богов. и трудно не согласиться с , считающими, что каждая религия отражает душу народа, его суть, способ мышления, нравственные и умственные качества. религия славян была языческая, с множеством богов, среди которых выделялись три бога – триглав-сварог (дед богов, «старший бог рода божьего и роду всему – вечно бьющий «родник»), перун (громовержец, бог «битв и борьбы»), свентовит (он же велес), который «восстал богом прави и ведь свентовит – это свет». в «велесовой книге» называется множество других богов (хорс, купала, студич и др.)
по мнению академика б.а. рыбакова, славянское язычество – это часть «огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий, послуживших основой для всех позднейших мировых религий». славянское язычество – это всеобъемлющее значение природы как абсолюта добра и красоты. возникнув в глубокой древности, оно не было чем-то застывшим и окостеневшим. у книжника xii в. в «слове об идолах» различается три этапа языческой культуры:
славяне сначала «клали требы16 упырям и берегыням».
под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу
ставити роду и рожаницам».