Годы жизни (1113-1125). отец - всеволод i ярославич, великий князь киевский. мать - жена всеволода анна, византийская царевна, дочь византийского императора константина мономаха. родился в 1052 году и получил от отца в чернигов. еще до воцарения в киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. пользовался народной любовью и влиянием среди других князей. его отец, великий князь киевский всеволод, завещал владимиру великое княжение, но мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил великим князем киевским своего двоюродного брата святополка ii изяславича. вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др.) , в которых терпел поражения и одерживал победы. борьба с половцами вообще носила затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха. да половцы и не стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить, хотя временами они и добивались успехов. по его собственным словам, владимир девятнадцать раз заключал с половцами мир (см. : соловьев с. м. указ. соч. т. 2. с. 363), вообще стремился закончить дело миром, если существовала хоть какая-то возможность. но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев (1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.) . в отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. когда в 1094 году князь олег святославич явился под стены чернигова во главе половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его отец, владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в переславль, где и княжил. позже он передал переславль своему брату ростиславу и княжил в смоленске. владимир был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 году в любече и в 1100 году в уветичах или витичеве. но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя владимира в самый центр междоусобных войн. после смерти великого князя киевского святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим киевским князем должен быть владимир мономах. к нему послали гонцов. мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть великим князем, поскольку по праву старшинства киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям святославичам, сыновьям великого киевского князя святослава ii ярославича, второго сына ярослава мудрого (отцом же владимира был третий, младший сын ярослава) . но киевляне и слышать не желали ни о каком другом князе, а пока суд да дело, в безвластии в киеве поднялся мятеж, начались грабежи и . и киевляне второй раз послали просить владимира принять киевский стол. в 1113 году владимир дал свое согласие и принял великое княжение. как ни странно, но святославичи не решились или не захотели требовать своих законных прав и не выступили против него. с тех пор святославичи довольствовались черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной власти киевского князя. но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали вновь и вновь. причем князья не гнушались приглашать на враждебные руси племена поляков и венгров. продолжалась война с половцами: едва услышав о смерти святополка, они были тут как тут на восточных границах руси, но владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. а в 1116 году владимир послал в поход на дон, против половцев, своего сына. в этом походе войско взяло приступом три города, принадлежавших половцам. эти победы вдохновили покоренных поло
На современной территории россии основная масса старообрядцев размещается в европейской части. традиционным местом распространения беспоповщины являлся европейский север. в настоящее время старообрядческое население севера проживает рассеяно по территориям архангельской, пермской и др. областей. общины сохранились так же в брянской области. значительным местом распространения в прошлом была волга. в настоящее время старообрядчество встречается здесь повсеместно. сравнительно крупные общины имеются в нижегородской и самарской областях. довольно много старообрядцев сохранилось на среднем и южном урале, северной части средней азии и южной границе сибири. имеются поселения в горных районах северо-восточного казахстана и алтайского края, в тыве и забайкалье. в дальнейшем старообрядчество распространилось на территории современных омской, томской, новосибирской областей и красноярского края. красноярский край богат представителями этой культуры. причем старообрядцы живут здесь как в условиях смешанного расселения, в ряде городов и поселков, так и в различной степени замкнутых поселениях, где доля старообрядцев может быть как доминирующей так и незначительной. многие из таких поселений, обозначены на карте. но о множестве мелких деревушек можно узнать только понаслышке. и если ранее староверы имели возможность, изолируясь от окружающего населения селиться компактными группами, то сегодня такие изолированные поселения представляют собой своеобразные старообрядческие островки, по насыщенности которыми север красноярского края остается уникальным.