Новые научные открытия: географические, астрономические. Сейчас трудно себе представить ту революцию, которую вызвали новые научные открытия. Когда вдруг было доказано, что земля – это шар, потрясение было такое, что сейчас представить невозможно. Утверждалось, ведь, что земля не может быть шаром, потому что антиподы (люди, которые на противоположной стороне шара) , будут ходить вверх ногами и т. п. Астрономические и географические представления как никакие влияют на горизонт человека: оттуда берутся прототипы реалий, и оттуда берутся аналогии. Мысль о том, что не Земля, а Солнце является центром вселенной, была ещё в древние века: Аристарх Самосский [1], Филолай, Пифагор (во всяком случае пифагорейцы) утверждали, что Земля не является центром вселенной. Но в Средние века считали, что геоцентрическая система отвечает библейским представлениям. Это мнение, к тому же, подкрепляли мнением Аристотеля. Когда же появилось утверждение Коперника о том, что Земля является периферийным телом, а в центре находится Солнце, оно совершило переворот в учёном мире и просто среди любопытных людей. Потрясение было сильное. Оказывается, что Земля – шарик сбоку от Солнца. Это очень влияло на мировосприятия средневековья.
Гелиоцентрическая система была санкционирована христианством. Эту теорию подтверждал Аристотель, а аристотелевские мнения по естествоведению они, особенно в центральных своих утверждениях, были поддержаны и церковным авторитетом. Поэтому все без исключения конфессии того времени запретили книгу Коперника, потому что открытие Коперника нарушало целостную картину создания Богом Земли и людей, что Бог ради Земли и людей занимался творением. Из этого утверждения было также очень важное следствие: почти автоматически за этим утверждением следовало, что мир бесконечен в пространстве и во времени, и вся средневековая космография разрушалась; а космография является костяком мировоззрения, если понимать под мировоззрением картину мира вообще.
Компас, телескоп. Географические открытия потребовали обеспечить мореплавание. Без компаса можно плыть только около берега, а с компасом люди стали совершать и кругосветные путешествия. Навигация ориентируется и по звездам, телескоп позволил сделать наблюдения за звездами более удобными, и это тоже возникновению иного мировосприятия.
Другие открытия. Появилось огнестрельное оружие, – устрашающее явление, изменился характер войны, усилились столкновения с другими народами. Европа выходила из узкого уголка вселенной и сталкивалась с необозримым миром и географически и астрономически. Все философы-оппозиционеры, как правило, говорили о бесконечном множестве миров (Джордано Бруно) , а психологически это шло вразрез с традиционной картиной мира, которая доминировала в Cредние века.
Книгопечатание. Благодаря ему книги стали доступными для любого серьезного человека. Пусть они были и дорогими, имел смысл накопить и купить. Когда книга, например, Библия, стала доступной, стали её сами непосредственно толковать.
Средневековый образ жизни предполагал сословное разделение общества, и сословия резко отличались друг от друга, и социальное положение сословий резко фиксировалось. Отношения сословия были строго регламентировано. А переходный период поставил под сомнение это деление, наметилось другое деление: между образованными людьми и необразованными; культ образования, который тогда зарождался в европейском обществе, потом всё более креп, и до сих пор европейская культура делает различие между людьми образованными и необразованными.
Итак, церковная истина перестает быть монополией священнослужителей, попадает в поле самостоятельного осмысления просто образованных людей, тем самым возникает соревнование в истинном понимании Библии. Вот один из корней реформации. Интерес к древним философам тоже находился в оппозиции Церкви.
Новые научные открытия: географические, астрономические. Сейчас трудно себе представить ту революцию, которую вызвали новые научные открытия. Когда вдруг было доказано, что земля – это шар, потрясение было такое, что сейчас представить невозможно. Утверждалось, ведь, что земля не может быть шаром, потому что антиподы (люди, которые на противоположной стороне шара) , будут ходить вверх ногами и т. п. Астрономические и географические представления как никакие влияют на горизонт человека: оттуда берутся прототипы реалий, и оттуда берутся аналогии. Мысль о том, что не Земля, а Солнце является центром вселенной, была ещё в древние века: Аристарх Самосский [1], Филолай, Пифагор (во всяком случае пифагорейцы) утверждали, что Земля не является центром вселенной. Но в Средние века считали, что геоцентрическая система отвечает библейским представлениям. Это мнение, к тому же, подкрепляли мнением Аристотеля. Когда же появилось утверждение Коперника о том, что Земля является периферийным телом, а в центре находится Солнце, оно совершило переворот в учёном мире и просто среди любопытных людей. Потрясение было сильное. Оказывается, что Земля – шарик сбоку от Солнца. Это очень влияло на мировосприятия средневековья.
Гелиоцентрическая система была санкционирована христианством. Эту теорию подтверждал Аристотель, а аристотелевские мнения по естествоведению они, особенно в центральных своих утверждениях, были поддержаны и церковным авторитетом. Поэтому все без исключения конфессии того времени запретили книгу Коперника, потому что открытие Коперника нарушало целостную картину создания Богом Земли и людей, что Бог ради Земли и людей занимался творением. Из этого утверждения было также очень важное следствие: почти автоматически за этим утверждением следовало, что мир бесконечен в пространстве и во времени, и вся средневековая космография разрушалась; а космография является костяком мировоззрения, если понимать под мировоззрением картину мира вообще.
Компас, телескоп. Географические открытия потребовали обеспечить мореплавание. Без компаса можно плыть только около берега, а с компасом люди стали совершать и кругосветные путешествия. Навигация ориентируется и по звездам, телескоп позволил сделать наблюдения за звездами более удобными, и это тоже возникновению иного мировосприятия.
Другие открытия. Появилось огнестрельное оружие, – устрашающее явление, изменился характер войны, усилились столкновения с другими народами. Европа выходила из узкого уголка вселенной и сталкивалась с необозримым миром и географически и астрономически. Все философы-оппозиционеры, как правило, говорили о бесконечном множестве миров (Джордано Бруно) , а психологически это шло вразрез с традиционной картиной мира, которая доминировала в Cредние века.
Книгопечатание. Благодаря ему книги стали доступными для любого серьезного человека. Пусть они были и дорогими, имел смысл накопить и купить. Когда книга, например, Библия, стала доступной, стали её сами непосредственно толковать.
Средневековый образ жизни предполагал сословное разделение общества, и сословия резко отличались друг от друга, и социальное положение сословий резко фиксировалось. Отношения сословия были строго регламентировано. А переходный период поставил под сомнение это деление, наметилось другое деление: между образованными людьми и необразованными; культ образования, который тогда зарождался в европейском обществе, потом всё более креп, и до сих пор европейская культура делает различие между людьми образованными и необразованными.
Итак, церковная истина перестает быть монополией священнослужителей, попадает в поле самостоятельного осмысления просто образованных людей, тем самым возникает соревнование в истинном понимании Библии. Вот один из корней реформации. Интерес к древним философам тоже находился в оппозиции Церкви.