Дивлячись про який період часу йдеться.рим. культурний рівень серцевини держави, що розташовувалася на території нинішньої італії, був нижче рівня культури деяких підкорених народів. багато римляни запозичили в етрусків, але найбільше - у греків. з їх культурою римляни познайомилися дуже рано в грецьких поселеннях південної італії. навіть багато свої вірування і міфи римляни запозичували у греків. рання грецька колонізація апеннін вплинула на розвиток архітектури античної італії.римляни навчилися будувати з каменю арки, прості склепіння і куполи для перекриття будівель, вони також почали використовувати для скріплення каменів вапняний розчин. римляни перейняли грецькі колони.збагачення за рахунок колоній викликало тягу аристократії до розкоші та обігу до елліністичної культури. у римі вивчається грецька мова, філософія, багаті домівки повняться творами грецького мистецтва. планування багатою садиби включає в себе і римсько - етруська атріум, і грецький перистиль.інтенсивна забудова риму призвела до освоєння незручних горбистих територій. перед будівництвом рельєф оброблявся терасами; терасові будинки і храми набувають регулярні осьові композиції на відміну від грецьких принципів вільної розстановки будівель на рельєфі.
Это самые трагические века в руси - татаро-монгольское иго. во время завоевательных походов ордынцев пострадали многие храмы, сожжены летописи и др. ценности. в плен угнаны лучшие мастера. возрождение всей культуры происходит после куликовской битвы (1380 г.) . 1. летописание. со второй трети xiii в. затухает практически во всех городах, кроме новгорода. но в начале xiv в. возникают новые центры летописания, в том числе и в москве, которая все больше и больше начинает возвышаться. 2. архитектура. каменное зодчество практически не развивается, т. к. татаро-монголы угоняли в плен всех мастеров. опять же, в новгороде лишь в конце xiii в. появляется первый (после первой трети xiii в. ) каменный храм. поскольку навыки строительной техники во многом были утрачены, это был уже новый тип храма, в котором не использовалась плинфа (домонгольский кирпич) и цемянка (раствор с добавлением толченого кирпича-плинфы) . в xiv в. в новгороде был расцвет строительной деятельности. храмы небольшие, одноглавые, одноапсидные, с трехлопастным завершением, часто с внутристенной лестницей на полати (хоры) . в москве первые каменные постройки появляются с xiv в. при иване калите; эти храмы не дошли до нашего времени. в 1367 г. был построен первый белокаменный кремль - при князе дмитрии ивановиче (в будущем - донском) . 3. xiv в. знаменуется появлением повестей о страшных событиях, связанных с установлением ига ("повесть о разорении рязани батыем", "сказание о мамаевом побоище" и др.) . 4. устное народное творчество. многочисленные былины и сказания ("сказание о невидимом граде китеже", былины о садко и василии буслаеве) . 5. живопись. с xiv в. на руси немало византийских мастеров изобразительного искусства, самый известный из них - феофан грек. во второй половине xiv в. несколько храмов на руси были расписаны феофаном греком (его фрески сохранились лишь в новгородской ц. спаса преображения на ильине улице, построена в 1374 г. , расписана в 1378 г.) . в самом конце xiv в. феофан переезжает в москву, где занимается росписью храмов и иконописью. 6. религия. александр невский в 1242 г. одержал победу над рыцарями, на чудском озере. значение этой победы огромное еще и потому, что русь избежала насильственной смены конфессии - ватикан хотел, чтобы русь приняла католичество. что касается татаро-монголов, то они не притесняли православных служителей культа. с xiv в. на руси ведется массовое строительство монастырей, причем, в отдаленных от городов местах.