По легенде, приводимой персидским историком Рашид ад-Дином, слово «керей» произошло от цвета кожи сыновей тюркского кагана. Первоначально керeи жили на территории Восточной Монголии. Они населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. На западе кереи соседствовали с найманами и уйгурами. Столицей был город Хатун-Балык на реке Орхон. Первые сведения о кереях встречаются в письменных источниках начала Х века. Основные сведения о них можно встретить в «Тайной истории монголов» («Сокровенное сказание монголов»). Рашид ад-дин писал, что керeи – «сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень высокая культура, они пользовались тюркской письменностью».
В образовавшейся Монгольской империи писарями в основном были кереи. В ХI веке в состав государства кереев входило 8 аймаков, населенных племенами керeев, жиркиев, конкaев, сакаев, тутay, албатов, тунхаев, кыркунов. Государство кереев достигло расцвета в Х–ХI веках при правлении Маркус-хана и его сына Куршакуз-хана. После смерти Куршакуза ханом стал его сын Торы (Тогрул-хан, Ван-хан). Ставка при Торы-хане располагалась в местности Битобе, где сейчас расположена столица Монголии Улан-Батор. В конце XII века в результате междоусобных войн ханство распалось на две части.
При дворе Торы-хана воспитывался Чингисхан, но мирные отношения между кереями и монголами длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы-хан потерпел поражение и был убит найманским полководцем. Часть кереев переселилась на территорию Казахстана. Государство кереев окончательно прекратило существование в результате монгольского нашествия (кереи вошли в состав улуса Джучи, а позднее – в состав Среднего жуза). После поражения от монголов значительная часть кереев поселилась в районах рек Ишим, Тобол и Иртыш. В XIII веке кереи, объединив тюркоязычные племена западной Сибири, создали Сибирское ханство (государство тайбугидов), основателем которого стал Тайбуга-хан, столицей Чинги-Туpa (современная Тюмень).
Сведения о жалaирах содержатся в основном в монгольских источниках, где говорится, что племя жалаиров состояло из 10 родов. Они жили по берегам рек Селенга и Хилок, в верховьях реки Онон и по хребтам каракорумских гор. Из племени жалaиров самым близким человеком к Чингисхану был знаменитый акын, оратор и батыр-военачальник Мукылай, которому за безупречную службу Чингисхан присвоил титул куй ун чинcан тайжи и доверил командование 10-тысячным войском. В монгольских летописях фигурирует другой представитель племени жалаиров, бывший одно время ближайшим другом Чингисхана (позднее непримиримым врагом) – Жамука (Джамуха).
В «Тюркской летописи» хана Абулгази о жалaирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. В XVI веке о жалаирах писал известный казахский историк Кадыргaли Жалаири. Он также свидетельствует, что жалaиры – это одна из больших ветвей племени алаша. Основным местом расселения жалaиров в период вхождения в состав казахского народа являлось Семиречье.
Правители найманов, керeитов и жалaиров носили титул хан. Власть осуществлялась по улусной системе. Улус имел свою определенную территорию. Ханская ставка, считавшаяся высшим органом власти, ведала двумя важными статьями – ханским имуществом и армией хана. У найманов и кереитов существовало обычное право. Делопроизводство было основано на уйгурском алфавите. Основой войска была десятичная система. Хан назначал командующих тысячами и туменами. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носившие титул шерби. Этот титул присваивался ханом. До проникновения ислама на территорию Казахстана найманы и керeиты исповедовали христианство несторианского толка. Основным занятием найманов, керев и жалaиров было полукочевое скотоводство. Кереи занимались преимущественно коневодством. Существовало два вида кочевания: 1) большими группами; 2) отдельными семьями или небольшими объединениями. Основным жилищем были юрты.
Согласно общепринятым концепциям, Андрагор, селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южной Туркмении, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрагором совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э. принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I, вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, и власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и, захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.
По легенде, приводимой персидским историком Рашид ад-Дином, слово «керей» произошло от цвета кожи сыновей тюркского кагана. Первоначально керeи жили на территории Восточной Монголии. Они населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. На западе кереи соседствовали с найманами и уйгурами. Столицей был город Хатун-Балык на реке Орхон. Первые сведения о кереях встречаются в письменных источниках начала Х века. Основные сведения о них можно встретить в «Тайной истории монголов» («Сокровенное сказание монголов»). Рашид ад-дин писал, что керeи – «сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень высокая культура, они пользовались тюркской письменностью».
В образовавшейся Монгольской империи писарями в основном были кереи. В ХI веке в состав государства кереев входило 8 аймаков, населенных племенами керeев, жиркиев, конкaев, сакаев, тутay, албатов, тунхаев, кыркунов. Государство кереев достигло расцвета в Х–ХI веках при правлении Маркус-хана и его сына Куршакуз-хана. После смерти Куршакуза ханом стал его сын Торы (Тогрул-хан, Ван-хан). Ставка при Торы-хане располагалась в местности Битобе, где сейчас расположена столица Монголии Улан-Батор. В конце XII века в результате междоусобных войн ханство распалось на две части.
При дворе Торы-хана воспитывался Чингисхан, но мирные отношения между кереями и монголами длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы-хан потерпел поражение и был убит найманским полководцем. Часть кереев переселилась на территорию Казахстана. Государство кереев окончательно прекратило существование в результате монгольского нашествия (кереи вошли в состав улуса Джучи, а позднее – в состав Среднего жуза). После поражения от монголов значительная часть кереев поселилась в районах рек Ишим, Тобол и Иртыш. В XIII веке кереи, объединив тюркоязычные племена западной Сибири, создали Сибирское ханство (государство тайбугидов), основателем которого стал Тайбуга-хан, столицей Чинги-Туpa (современная Тюмень).
Сведения о жалaирах содержатся в основном в монгольских источниках, где говорится, что племя жалаиров состояло из 10 родов. Они жили по берегам рек Селенга и Хилок, в верховьях реки Онон и по хребтам каракорумских гор. Из племени жалaиров самым близким человеком к Чингисхану был знаменитый акын, оратор и батыр-военачальник Мукылай, которому за безупречную службу Чингисхан присвоил титул куй ун чинcан тайжи и доверил командование 10-тысячным войском. В монгольских летописях фигурирует другой представитель племени жалаиров, бывший одно время ближайшим другом Чингисхана (позднее непримиримым врагом) – Жамука (Джамуха).
В «Тюркской летописи» хана Абулгази о жалaирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. В XVI веке о жалаирах писал известный казахский историк Кадыргaли Жалаири. Он также свидетельствует, что жалaиры – это одна из больших ветвей племени алаша. Основным местом расселения жалaиров в период вхождения в состав казахского народа являлось Семиречье.
Правители найманов, керeитов и жалaиров носили титул хан. Власть осуществлялась по улусной системе. Улус имел свою определенную территорию. Ханская ставка, считавшаяся высшим органом власти, ведала двумя важными статьями – ханским имуществом и армией хана. У найманов и кереитов существовало обычное право. Делопроизводство было основано на уйгурском алфавите. Основой войска была десятичная система. Хан назначал командующих тысячами и туменами. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носившие титул шерби. Этот титул присваивался ханом. До проникновения ислама на территорию Казахстана найманы и керeиты исповедовали христианство несторианского толка. Основным занятием найманов, керев и жалaиров было полукочевое скотоводство. Кереи занимались преимущественно коневодством. Существовало два вида кочевания: 1) большими группами; 2) отдельными семьями или небольшими объединениями. Основным жилищем были юрты.
Основание династии и создание царства
Согласно общепринятым концепциям, Андрагор, селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южной Туркмении, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрагором совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э. принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I, вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, и власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и, захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.
Объяснение: