«Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства!
Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства: - финансовое ведомство по сбору налогов; - ведомство военное; - ведомство общественных работ. Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.
№4, Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического аппарата. В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» - финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного архитектора» - ведомство общественных работ. В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные нормы превратились в административно-территориальные единицы, в которых правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты, распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д. Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.
№5, В Китае деспот- Император распространил на весь Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей. Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена. Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо. Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210 году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии.
Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение Конфуция.
XVI–XVII века в истории западных держав – это время отмирания средневековых феодальных отношений. В это время зарождается новый тип отношений, новый экономический уклад – капиталистический. На место цехов приходят мануфактуры, использующие наемный труд и узкую специализацию. Также происходят социальные изменения, связанные с расслоением. В это время зарождается класс буржуазии, который впоследствии в борьбе за свои права будет инициатором многих европейских революций.
Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества
В XV–XVII вв. в странах Европы происходит распад феодальной сословной системы. Крестьяне и ремесленники становятся лично свободными людьми. Происходит постепенный переход к капиталистическому обществу, главными составляющими которого является наличие частной собственности и рыночной экономики.
Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства!
Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного
бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:
- финансовое ведомство по сбору налогов;
- ведомство военное;
- ведомство общественных работ.
Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота
выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.
№4,
Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной
власти.
Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух
произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон
считался сыном Бога солнца Ра.
Непосредственно фараон давал указания верховному чиновнику джати.
Джати и стоял во главе огромного чиновнического аппарата.
В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» -
финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного
архитектора» - ведомство общественных работ.
В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в
котором правили назначенные фараоном наместники.
Соответственно и отдельные нормы превратились в административно-территориальные единицы, в которых правили номархи.
Если раньше это были местные цари, то после объединения
Египта они превратились в чиновников.
Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты,
распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.
Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство
осуществляли соотв. чиновники.
Джати принадлежали полномочия.
Отчасти судебные функции принадлежали жреческим коллегиям.
Длительное время армия в Древнем Египте была основана на ополчении.
Лишь в период нового царства окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.
№5,
В Китае деспот- Император распространил на весь Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учета прежнего деления на княжества.
Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые».
Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств.
Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед законом.
Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей.
Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к
ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена.
Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо.
Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии.
В 210 году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае.
В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань.
В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань.
Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии.
Важнейшей основой любой деспотии является религия.
Своеобразие же Древнего
Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия,
этико-философское учение Конфуция.
XVI–XVII века в истории западных держав – это время отмирания средневековых феодальных отношений. В это время зарождается новый тип отношений, новый экономический уклад – капиталистический. На место цехов приходят мануфактуры, использующие наемный труд и узкую специализацию. Также происходят социальные изменения, связанные с расслоением. В это время зарождается класс буржуазии, который впоследствии в борьбе за свои права будет инициатором многих европейских революций.
Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества
В XV–XVII вв. в странах Европы происходит распад феодальной сословной системы. Крестьяне и ремесленники становятся лично свободными людьми. Происходит постепенный переход к капиталистическому обществу, главными составляющими которого является наличие частной собственности и рыночной экономики.