Какому сословию, становившемуся в XVII в. опорой царской власти, принадлежало самое большое количество крестьянских дворов?
1) дворянам
2) священнослужителям
3) купцам
4) ремесленникам
2. Какой документ запретил переход владельческих крестьян от одного хозяина к другому?
1) Судебник 1497 г.
2) Судебник 1550 г.
3) Соборное уложение 1649 г.
4) Новоторговый устав 1667 г.
3. Какой священнослужитель возглавлял организацию Русской православной церкви?
1) митрополит
2) патриарх
3) епископ
4) папа римский
4. В каком году было учреждено патриаршество и Русская православная церковь стала полностью самостоятельной?
1) 1564 г.
2) 1589 г.
3) 1682 г.
4) 1701 г.
5. Что из перечисленного относится к особенностям положения казаков в XVII в.?
1) исключительное право на занятие торговлей
2) право заниматься ремеслом и отдельными промыслами
3) обязанность нести военную повинность
4) исключительное право заниматься государственным управлением
6. В каких районах преимущественно проживали казаки, организовывались казацкие общины?
1) в центре государства
2) в крупных городах
3) на окраинах страны
4) в северной части государства
7. Лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и несли государственные повинности, назывались
1) черносошными
2) удалыми
3) оброчными
4) царскими
8. По какой системе собирались налоги в начале XVII в.?
1) поземельной
2) подушной
3) согласно переписи населения с каждого работающего человека
4) с каждого дворянина
9. В каких районах страны бурно появлялись новые города в ХVII в.?
1) западных
2) центральных
3) северных
4) южных и восточных
10. Наиболее влиятельными категориями городского населения были
1) крестьяне
2) богатые ремесленники и купцы
3) священники
4) иностранные торговцы
В понимании римлян, - пишет историк, - раб ассоциировался с иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства [2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н.э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н.э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н.э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан – отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьезного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3]. С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н.э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство [4].
В период римского завоевания Средиземноморья во II-I вв. до н.э. долговое рабство вновь стало важным источником пополнения рабов – но уже за счет жителей покоренных стран. Известно много случаев массового обращения в рабство на завоеванных Римом территориях за не уплатить высокие римские налоги (см. далее).
Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина maxima capitis diminutio, то есть превращало его в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов (servi poenae), потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.
Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала её, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.
В понимании римлян, - пишет историк, - раб ассоциировался с иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства [2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н.э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н.э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н.э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан – отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьезного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3]. С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н.э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство [4].
В период римского завоевания Средиземноморья во II-I вв. до н.э. долговое рабство вновь стало важным источником пополнения рабов – но уже за счет жителей покоренных стран. Известно много случаев массового обращения в рабство на завоеванных Римом территориях за не уплатить высокие римские налоги (см. далее).
Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина maxima capitis diminutio, то есть превращало его в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов (servi poenae), потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.
Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала её, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.