Начало антииспанской борьбы. Иконоборческое движение. Выступление народных масс. Политика принца Оранского. Карательная экспедиция герцога Альбы и его режим в Нидерландах. Партизанская борьба против испанского абсолютизма. Восстание в Голландии. "Утрехтское умиротворение". "Утрехтская уния" и образование буржуазной республики в северных провинциях. Восстановление власти Испании в южных провинциях. Борьба Республики Соединенных провинций с Испанией на рубеже веков. Перемирие 1609 г. Характер и историческое значение Нидерландской революции.
Республика Соединенных Провинций в первой половине 17 в. Создание голландской колониальной империи. Голландия в европейской политике накануне Тридцатилетней войны.
Юрта - древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой - тепло. И в настоящее время юрты устанавливаются на летних пастбищах животноводов, а любые торжества даже в городах, не обходятся без юрт.
Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты.Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші).Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала,поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.
Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.
Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат, в местах скрещения по диагональной оси делалисьотверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей иликонской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.
У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочныйпокров делали из светлой шерсти.
Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался изберезы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа,поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбираласьбереза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета,когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.
В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (түндік).
Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй), домом черногозакоптелого шанырака (қара шаңырақ), действительно становившимся таким отвекового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большойдом «долю духов предков» (аруақтың сыбағасы) от забитого скота, а невесткиприносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты былмладший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительстводухов предков.
Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытиекупола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучшихсортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.
Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и войлоком. Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.
Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.
Есік или сықырлауық (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қарағай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.
К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.
Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов.
Республика Соединенных Провинций в первой половине 17 в. Создание голландской колониальной империи. Голландия в европейской политике накануне Тридцатилетней войны.
Юрта - древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой - тепло. И в настоящее время юрты устанавливаются на летних пастбищах животноводов, а любые торжества даже в городах, не обходятся без юрт.
Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты.Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші).Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала,поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.
Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.
Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат, в местах скрещения по диагональной оси делалисьотверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей иликонской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.
У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочныйпокров делали из светлой шерсти.
Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался изберезы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа,поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбираласьбереза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета,когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.
В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (түндік).
Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй), домом черногозакоптелого шанырака (қара шаңырақ), действительно становившимся таким отвекового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большойдом «долю духов предков» (аруақтың сыбағасы) от забитого скота, а невесткиприносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты былмладший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительстводухов предков.
Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытиекупола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучшихсортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.
Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и войлоком. Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.
Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.
Есік или сықырлауық (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қарағай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.
К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.
Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов.