История отражается в песне. В песнях народов мира поётся о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В песнях, сочинённых в разные времена, историк находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников.
При исследовании культуры народов мира этнографы не ограничиваются сбором предметов, они знакомятся с произведениями устного народного творчества и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания. Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных событиях, свидетелями которых были наши предки. Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить события историку приходится отделять правду от вымысла.
Народная песня занимает большое место в духовной культуре народа. Песни близки к повседневной жизни. Песню грустную или веселую, в зависимости от настроения можно петь или напевать где угодно, даже и для себя, без слушателей. Эта особенность песни сделала ее одним из самых распространенных жанров башкирского фольклора. Песни испокон веков были спутниками жизни человека.
Значительную часть башкирских песен составляют исторические песни – это своеобразная опоэтизированная летопись народа. * Опыт отношения башкир к природе как к высшей ценности, отраженный в эпосе «Урал-батыр» и многочисленных народных песнях, сказаниях и сказках, обладает колоссальным воспитательным потенциалом, который должен использоваться в процессе организации экологического образования в школе.
В изучение духовной культуры башкирского народа большой вклад внес выдающийся русский ученый С. Г. Рыбаков.
С. Г. Рыбаков собрал более 200 башкирских песен с мелодиями, легенды, сказки, баиты, мунажаты, а также образцы поверий, суеверий, пословиц, поговорок. Красоту и богатую фантазию народных песен С. Рыбаков рассматривает прежде всего как творческое следствие влияния чудесной природы Урала, а на башкир он смотрел как на «детей природы».
«Прекрасна природа Уральских гор, среди которых живут башкиры, - пишет С. Рыбаков в работе о курае. – Бесчисленные гряды гор, долины, лощины, ущелья бесконечной чередой сменяют друг друга и почти на каждом шагу дарят путника роскошными видами, один другого лучше». [17]. Живя среди такой сказочной природы, башкир находит богатую пищу для фантазии и поэтической мечтательности и создает свои замечательные песни, сочиняет пленительную музыку, овеянную легендарным и благоухающую ароматом величественных гор, бескрайних степей и непроходимых лесов.
Слова С. Рыбакова о том, что «по поводу почти каждой инструментальной мелодии или песни» башкирские музыканты и певцы «сообщали какое-нибудь сказание или легенду, так что у них можно было бы найти большой цикл всевозможных сказаний и мифов», как бы подтверждают правоту М. Л. Михайлова, отметившего, что «башкирскими преданиями… полна Оренбургская губерния», что нет такой реки, нет такой горы, про которую не существовало бы легенды и песни».
Прекрасный знаток духовной культуры башкирского народа Р. Г. Игнатьев около ста лет тому назад писал, что «башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса – поет про лес, мимо горы – про гору, мимо реки – про реку и т. д. [15, с. 244]
При исследовании культуры народов мира этнографы не ограничиваются сбором предметов, они знакомятся с произведениями устного народного творчества и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания. Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных событиях, свидетелями которых были наши предки. Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить события историку приходится отделять правду от вымысла.
Значительную часть башкирских песен составляют исторические песни – это своеобразная опоэтизированная летопись народа.
*
Опыт отношения башкир к природе как к высшей ценности, отраженный в эпосе «Урал-батыр» и многочисленных народных песнях, сказаниях и сказках, обладает колоссальным воспитательным потенциалом, который должен использоваться в процессе организации экологического образования в школе.
В изучение духовной культуры башкирского народа большой вклад внес выдающийся русский ученый С. Г. Рыбаков.
С. Г. Рыбаков собрал более 200 башкирских песен с мелодиями, легенды, сказки, баиты, мунажаты, а также образцы поверий, суеверий, пословиц, поговорок. Красоту и богатую фантазию народных песен С. Рыбаков рассматривает прежде всего как творческое следствие влияния чудесной природы Урала, а на башкир он смотрел как на «детей природы».
«Прекрасна природа Уральских гор, среди которых живут башкиры, - пишет С. Рыбаков в работе о курае. – Бесчисленные гряды гор, долины, лощины, ущелья бесконечной чередой сменяют друг друга и почти на каждом шагу дарят путника роскошными видами, один другого лучше». [17]. Живя среди такой сказочной природы, башкир находит богатую пищу для фантазии и поэтической мечтательности и создает свои замечательные песни, сочиняет пленительную музыку, овеянную легендарным и благоухающую ароматом величественных гор, бескрайних степей и непроходимых лесов.
Слова С. Рыбакова о том, что «по поводу почти каждой инструментальной мелодии или песни» башкирские музыканты и певцы «сообщали какое-нибудь сказание или легенду, так что у них можно было бы найти большой цикл всевозможных сказаний и мифов», как бы подтверждают правоту М. Л. Михайлова, отметившего, что «башкирскими преданиями… полна Оренбургская губерния», что нет такой реки, нет такой горы, про которую не существовало бы легенды и песни».
Прекрасный знаток духовной культуры башкирского народа Р. Г. Игнатьев около ста лет тому назад писал, что «башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса – поет про лес, мимо горы – про гору, мимо реки – про реку и т. д. [15, с. 244]