Акт о престолонаследии, название нескольких английских законов, из которых Акт 1701 года политически наиболее значимый. Он предусматривал порядок наследования трона после смерти последнего ребенка королевы Анны, имея целью предотвратить переход трона к католикам Стюартам. Акт устанавливал, что корона должна перейти к внучке Якова I курфюрстине Софье Ганноверской или к ее живым протестантским наследникам. Акт вводил новые ограничения королевской власти и отделял судебную власть от короны и парламента. После смерти Анны в 1714 году сын Софьи под именем Георга I стал первым монархом из Ганноверской династии.
5 (16) апреля 1797 г. , в день своего коронования, император Павел I обнародовал Акт о престолонаследии, отменявший Петровский указ о престолонаследии от 5 (16) февраля 1722 г. Этот Акт с небольшими изменениями просуществовал до 1917 г. Намерением Павла было исключить в будущем возможность отстранения от престола законных наследников. Цесаревич вводил наследование по закону, как он выразился в самом Акте, «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род» . Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении 16-ти лет, а для прочих членов императорской фамилии — 20-ти лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В Акте о престолонаследии содержалось также важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви. Собственно в Российской Империи было принято два акта о престолонаследии. Первый принадлежит Петру I, который в 1722 году по Рождеству Христову установил, что царь вправе передавать престол любому лицу.
Потому второй акт был принят уже императором Павлом I, который в 1797 году даровал России стройный порядок престолонаследия преимущественно по мужской линии. Именно этот порядок и просуществовал вплоть до падения монархии в 1917 году по Рождеству Христову.
Собственно говоря, акт о престолонаследии Павла I и есть первая писаная конституция Российской Империи. Противоречие связано с царским достоинством, которое предполагало, что наследники престола могут появляться только из браков, заключаемых между царствующими или владетельными Домами. Таким образом, русский царь должен был искать себе принцессу за границей, ибо в России был только Дом Романовых.
5 (16) апреля 1797 г. , в день своего коронования, император Павел I обнародовал Акт о престолонаследии, отменявший Петровский указ о престолонаследии от 5 (16) февраля 1722 г. Этот Акт с небольшими изменениями просуществовал до 1917 г.
Намерением Павла было исключить в будущем возможность отстранения от престола законных наследников. Цесаревич вводил наследование по закону, как он выразился в самом Акте, «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род» . Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении 16-ти лет, а для прочих членов императорской фамилии — 20-ти лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В Акте о престолонаследии содержалось также важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви.
Собственно в Российской Империи было принято два акта о престолонаследии.
Первый принадлежит Петру I, который в 1722 году по Рождеству Христову установил, что царь вправе передавать престол любому лицу.
Потому второй акт был принят уже императором Павлом I, который в 1797 году даровал России стройный порядок престолонаследия преимущественно по мужской линии. Именно этот порядок и просуществовал вплоть до падения монархии в 1917 году по Рождеству Христову.
Собственно говоря, акт о престолонаследии Павла I и есть первая писаная конституция Российской Империи.
Противоречие связано с царским достоинством, которое предполагало, что наследники престола могут появляться только из браков, заключаемых между царствующими или владетельными Домами. Таким образом, русский царь должен был искать себе принцессу за границей, ибо в России был только Дом Романовых.