Цель занятия: на основе актуализации известного учащимся материала и воссоздания картины столкновения и политической борьбы королевской власти и крупных феодалов школьникам спрогнозировать результаты этой борьбы, показать дальнейший процесс объединения Франции и подвести их к осознанию факта образования централизованного государства и обеспечить усвоение его сущности. Продолжить развитие умений учащихся давать сравнительную характеристику двум историческим личностям, прогнозировать результаты их деятельности, воссоздавать историческую обстановку и картины событий, находить существенные признаки понятий, составлять план. Вводная часть игры. Учитель отмечает, что еще до Столетней войны Франция стала превращаться в централизованное государство. Однако этот процесс шел медленно и сопровождался острой борьбой внутри страны между королевской властью и противниками централизации. Силы сторон были немалые, и он был далек до своего завершения. Война с Англией не бесследно, хотя на определенное время затянула процесс образования государства во Франции. Задание: Вспомните, какое значение имела Столетняя война для централизации Франции - положительное или отрицательное? В чем это выразилось? Как отразилась победа Франции? В результате обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам: - Англия, стоявшая на пути национального объединения Франции и угрожавшая ее территориальной целостности, потерпела поражение; - во время войны был введен ежегодный прямой налог – талья (в 1439 году); - война ускорила замену отрядов королевских вассалов постоянным профессиональным войском из рыцарей-наемников; - освободительный характер войны еще более сплотил французский народ в единую нацию;