основным предметом изображения в художественной является человеческая жизнь, а также все явления действительности, воспринятые под углом зрения человеческой жизни. тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и понятию характера. характер – это определенный тип общественного поведения человека. это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. это человек в его конкретном, , неповторимом проявлении, обусловленном именно данными условиями. анализируя характеры, мы и получаем возможность подхода к искусству и в частности к художественной , потому что характер есть явление с только ему присущими чертами и свойствами. тем самым характер в реалистическом искусстве становится типическим, типом. закон типизации точно также является общим законом развития реалистического искусства и опять-таки функциональным, поскольку типическое проявляется всегда как , как обобщение именно данных закономерностей.
учение о типическом – одно из основных положений материалистической эстетики. типическое это то, в чем выразились закономерные, основные черты общественных отношений.
было бы неверно полностью и безоговорочно делить характеры, созданные писателем на типические и нетипические.
типичность как тенденция присуща всякому характеру, создаваемому писателем-реалистом; во всяком характере имеются элементы обобщенности, всякий характер, так сказать, находится на дороге к типу.
в «капитанской дочке», например, рассматривая роман как целое, мы найдем характеры весьма различные по своему типическому значению. типиченгринёв, савельич, но неубедительна екатерина ii. точно так же в самомгринёве ярко и правдиво показан ряд положительных свойств человеческого характера применительно к данной обстановке и данному классу, но ряд черт его характера как помещика не показан.
типичен пугачев, но и в нём не всё с достаточной полнотою отражает размах тогдашнего крестьянского движения.
следует также оговорить и то, что вопрос о типическом решается различным образом в процессе развития . так, например, понятно, что пути обобщенного отражения действительности в произведениях романтиков во многом отличны от типизации действительности реалистами.
Годы жизни (1113-1125). отец - всеволод i ярославич, великий князь киевский. мать - жена всеволода анна, византийская царевна, дочь византийского императора константина мономаха. родился в 1052 году и получил от отца в чернигов. еще до воцарения в киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. пользовался народной любовью и влиянием среди других князей. его отец, великий князь киевский всеволод, завещал владимиру великое княжение, но мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил великим князем киевским своего двоюродного брата святополка ii изяславича. вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др.) , в которых терпел поражения и одерживал победы. борьба с половцами вообще носила затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха. да половцы и не стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить, хотя временами они и добивались успехов. по его собственным словам, владимир девятнадцать раз заключал с половцами мир (см. : соловьев с. м. указ. соч. т. 2. с. 363), вообще стремился закончить дело миром, если существовала хоть какая-то возможность. но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев (1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.) . в отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. когда в 1094 году князь олег святославич явился под стены чернигова во главе половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его отец, владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в переславль, где и княжил. позже он передал переславль своему брату ростиславу и княжил в смоленске. владимир был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 году в любече и в 1100 году в уветичах или витичеве. но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя владимира в самый центр междоусобных войн. после смерти великого князя киевского святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим киевским князем должен быть владимир мономах. к нему послали гонцов. мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть великим князем, поскольку по праву старшинства киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям святославичам, сыновьям великого киевского князя святослава ii ярославича, второго сына ярослава мудрого (отцом же владимира был третий, младший сын ярослава) . но киевляне и слышать не желали ни о каком другом князе, а пока суд да дело, в безвластии в киеве поднялся мятеж, начались грабежи и . и киевляне второй раз послали просить владимира принять киевский стол. в 1113 году владимир дал свое согласие и принял великое княжение. как ни странно, но святославичи не решились или не захотели требовать своих законных прав и не выступили против него. с тех пор святославичи довольствовались черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной власти киевского князя. но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали вновь и вновь. причем князья не гнушались приглашать на враждебные руси племена поляков и венгров. продолжалась война с половцами: едва услышав о смерти святополка, они были тут как тут на восточных границах руси, но владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. а в 1116 году владимир послал в поход на дон, против половцев, своего сына. в этом походе войско взяло приступом три города, принадлежавших половцам. эти победы вдохновили покоренных поло
основным предметом изображения в художественной является человеческая жизнь, а также все явления действительности, воспринятые под углом зрения человеческой жизни. тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и понятию характера. характер – это определенный тип общественного поведения человека. это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. это человек в его конкретном, , неповторимом проявлении, обусловленном именно данными условиями. анализируя характеры, мы и получаем возможность подхода к искусству и в частности к художественной , потому что характер есть явление с только ему присущими чертами и свойствами. тем самым характер в реалистическом искусстве становится типическим, типом. закон типизации точно также является общим законом развития реалистического искусства и опять-таки функциональным, поскольку типическое проявляется всегда как , как обобщение именно данных закономерностей.
учение о типическом – одно из основных положений материалистической эстетики. типическое это то, в чем выразились закономерные, основные черты общественных отношений.
было бы неверно полностью и безоговорочно делить характеры, созданные писателем на типические и нетипические.
типичность как тенденция присуща всякому характеру, создаваемому писателем-реалистом; во всяком характере имеются элементы обобщенности, всякий характер, так сказать, находится на дороге к типу.
в «капитанской дочке», например, рассматривая роман как целое, мы найдем характеры весьма различные по своему типическому значению. типиченгринёв, савельич, но неубедительна екатерина ii. точно так же в самомгринёве ярко и правдиво показан ряд положительных свойств человеческого характера применительно к данной обстановке и данному классу, но ряд черт его характера как помещика не показан.
типичен пугачев, но и в нём не всё с достаточной полнотою отражает размах тогдашнего крестьянского движения.
следует также оговорить и то, что вопрос о типическом решается различным образом в процессе развития . так, например, понятно, что пути обобщенного отражения действительности в произведениях романтиков во многом отличны от типизации действительности реалистами.