Народничество – это одно из многочисленных направлений революционного движения, распространенного в России в 19 веке. Народничество отражало интересы крестьянской общины, противостояло идеи «власти пролетариата».
Черты народничества
Основными чертами народничества были:
- разделяли идеи смены феодальной монархии на демократию
- хотели народ от капитализма
- разделяли возможность перехода к мелкобуржуазному социализму
Но мы должны учитывать также то, что народничество до 80 года 19 века, начиная с 60х, было революционным, а после стало либеральным до 90х годов 19 века.
Так:
Революционное народничество (распространенное в 60-70е годы) имело такие черты, как:
- отрицание капитализма и его власти в России
- отрицание пролетариата и его власти в России
- отрицание пролетариата как ведущих революции
- выступали за переворот в сторону социализма
- видели корень революции в крестьянской общине
- отрицали значение политической революции
- отрицали политические буржуазные свободы.
Либеральное народничество (распространено в 80-90е годы) имело следующие черты:
- капитализм считался признаком регресса
- самобытность России и крестьянской общины признавались и должны были быть признаны всеми
- связь интеллигенции и политических кругов отрицалась
1 - Популярности революционного движения в России действующая власть. Народ был недоволен скудной работой власти. Власть часто не сдерживала обещаний. Реформы царя вызывали недовольство в разных слоях населения. 2 - Его роль велика. Николай Гаврилович Чернышевский стал идейным вождем революционного движения. Чернышевский был одним из вдохновителей революционного общества "Земля и воля". Будучи редактором журнала "Современник", Чернышевский сквозь цензуру выступал за крестьянскую революцию, призывал к созданию революционных организаций. 3 - "Земля и воля" была народнической организацией. Целью участников этой организации была подготовка народа к революции. Организация печатала и распространяла революционную литературу, участники "Земли и воли" совершали так называемое "хождение в народ" с целью просветительской деятельности среди широких крестьянских масс и агитации революционного движения. Безрезультативность такой практики заставила революционные кружки пересмотреть свою тактику по свержению царя. 4 - Все три персоны хотели свержения действующей власти и торжества революции, однако их взгляды на осуществление задуманного отличались. Бакунин был идеологом анархического народничества. Он выступал за стихийный народный бунт - жестокий и беспощадный. Лавров был идеологом пропагандистского народничества. В отличие от Бакунина, Лавров считал, что народная революция нуждается в тщательной и длительной подготовке. По мнению Лаврова, совершить революцию можно было меньшинством "критически мыслящих личностей", которые, в силу своей научной подготовки с пропаганды уяснить народу его силу и потребности. Ткачев был идеологом заговорщического народничества. В отличие от остальных, Ткачев считал, что самостоятельно крестьянство не сможет осуществить революцию. По его мнению, революция должна носить форму переворота, который совершит секретная организация революционеров, предварительно с терроризма расшатавшая действующую власть. 5 - Главной чертой народничества было желание свергнуть самодержавную власть с революции и построить утопичное социалистическое государство, минуя при этом капитализм. Также характерной чертой народничества была неоднородность. Народничество состояло из нескольких течений, объединенных общей мечтой, но различных по плану приведения этой мечты в реальность.
Для начала определим, что есть народничество.
Народничество – это одно из многочисленных направлений революционного движения, распространенного в России в 19 веке. Народничество отражало интересы крестьянской общины, противостояло идеи «власти пролетариата».
Черты народничества
Основными чертами народничества были:
- разделяли идеи смены феодальной монархии на демократию
- хотели народ от капитализма
- разделяли возможность перехода к мелкобуржуазному социализму
Но мы должны учитывать также то, что народничество до 80 года 19 века, начиная с 60х, было революционным, а после стало либеральным до 90х годов 19 века.
Так:
Революционное народничество (распространенное в 60-70е годы) имело такие черты, как:
- отрицание капитализма и его власти в России
- отрицание пролетариата и его власти в России
- отрицание пролетариата как ведущих революции
- выступали за переворот в сторону социализма
- видели корень революции в крестьянской общине
- отрицали значение политической революции
- отрицали политические буржуазные свободы.
Либеральное народничество (распространено в 80-90е годы) имело следующие черты:
- капитализм считался признаком регресса
- самобытность России и крестьянской общины признавались и должны были быть признаны всеми
- связь интеллигенции и политических кругов отрицалась
2 - Его роль велика. Николай Гаврилович Чернышевский стал идейным вождем революционного движения. Чернышевский был одним из вдохновителей революционного общества "Земля и воля". Будучи редактором журнала "Современник", Чернышевский сквозь цензуру выступал за крестьянскую революцию, призывал к созданию революционных организаций.
3 - "Земля и воля" была народнической организацией. Целью участников этой организации была подготовка народа к революции. Организация печатала и распространяла революционную литературу, участники "Земли и воли" совершали так называемое "хождение в народ" с целью просветительской деятельности среди широких крестьянских масс и агитации революционного движения. Безрезультативность такой практики заставила революционные кружки пересмотреть свою тактику по свержению царя.
4 - Все три персоны хотели свержения действующей власти и торжества революции, однако их взгляды на осуществление задуманного отличались. Бакунин был идеологом анархического народничества. Он выступал за стихийный народный бунт - жестокий и беспощадный.
Лавров был идеологом пропагандистского народничества. В отличие от Бакунина, Лавров считал, что народная революция нуждается в тщательной и длительной подготовке. По мнению Лаврова, совершить революцию можно было меньшинством "критически мыслящих личностей", которые, в силу своей научной подготовки с пропаганды уяснить народу его силу и потребности.
Ткачев был идеологом заговорщического народничества. В отличие от остальных, Ткачев считал, что самостоятельно крестьянство не сможет осуществить революцию. По его мнению, революция должна носить форму переворота, который совершит секретная организация революционеров, предварительно с терроризма расшатавшая действующую власть.
5 - Главной чертой народничества было желание свергнуть самодержавную власть с революции и построить утопичное социалистическое государство, минуя при этом капитализм.
Также характерной чертой народничества была неоднородность. Народничество состояло из нескольких течений, объединенных общей мечтой, но различных по плану приведения этой мечты в реальность.