Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения "Значительную роль в событиях смутного времени сыграл патриарх Гермоген"? Укажите порядковый номер этого факта в списке. 1) изгнание из Москвы польско-литовских интервентов
2) избрание из царство Бориса Годунова
3) заключение Столбовского мирного договора
Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.
В IV в. до н.э. в евразийских степях восточнее Волги началось формирование мощных сарматских объединений. Кроме самих савроматов, в новые союзы вошли их ближайшие восточные соседи и родственники — племена исседонов, саков, массагетов и дахов, пришедшие из Зауралья и Средней Азии. Одной из причин передвижения сако-массагетских племен был поход Александра Македонского в Среднюю Азию, состоявшийся в 330-328 гг. до н.э. Македонское завоевание нарушило политические и хозяйственные связи кочевников с оседлым населением. Скифские племена Средней Азии, не желавшие подчиниться завоевателям, были вынуждены искать новые территории для пастбищ, новых соседей-земледельцев. Однако создание воинственных сарматских союзов невозможно объяснить только перемещением племен в восточной части скифского мира. Главная причина — в уровне общественного развития. В IV в. до н.э. сарматы вступили в период военной демократии, который европейские скифы пережили в эпоху переднеазиатских походов. Возглавившая племенные союзы военная аристократия стремилась укрепить свою власть захватом новых пастбищ и контролем над богатыми земледельческими странами. Уже на рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление сарматов на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию.
Сарматы были типичными кочевниками. Они разводили овец и лошадей, почти не держали крупного рогатого скота. Занятия земледелием получили распространение уже в ходе завоевания новых территорий. Сарматские ремесленники хорошо владели приемами обработки дерева, камня и кости, цветных металлов и железа. Через савроматские земли шли торговые пути, связывавшие разные части скифского мира.
Успех сарматских завоеваний был бы невозможен без передового вооружения и военного искусства. Сарматский период в истории военного дела — это время, когда увеличивается значение тяжеловооруженной конницы и приемов ближнего боя. Основу войска ранних сарматов все еще составляли легковооруженные конные лучники, одетые в кожаные латы и шлемы. Но военное превосходство сарматов было создано дружинами тяжеловооруженных всадников. Численность таких отрядов и их роль в сарматском войске постоянно возрастала. Защищенный панцирем из металлических или роговых пластинок и коническим шлемом, знатный сарматский воин опрокидывал противника копьем и добивал его длинным всадническим мечом. Своих рослых породистых коней сарматские рыцари тоже облачали в специальные доспехи.
Длинные мечи сарматы носили на левом боку, а на правом — короткие кинжалы, похожие на скифский акинак. Большинство наконечников стрел сарматы отливали из бронзы, но с III в. до н.э. все большее распространение получали железные наконечники. В колчанах из сарматских погребений археологи находят по несколько сотен стрел.
Причинами восстания явились: 1) Сопротивление реформам 1867–1868 гг, которые усилили колониальную зависимость; 2) Захват казахских земель Российской империей и строительство новых крепостей. Укрепления возвели в летних кочевьях адаевцев, в долине реки Жем; 3) Увеличение налогов и введение новых повинностей; 4) Запрет роду Адай пользоваться летовками и требование от них уплаты логодних податей по новой цене. 40 тыс. кибиток адаевцев должны были уплатить 160 тыс. рублей, часть податей взималась баранами; 5) Передача 2 февраля 1870 г. Мангистауского приставства в распоряжение Кавказского наместничества, в которой выразилось политическое бесправие казахского народа.
Поводом к нему послужили угрозы мангистауского пристава подполковника Рукина с помощью войск и казаков принудить кочевавших здесь казахов племени адай принять «Временные положения» и попытки запретить им пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы, где были возведены укрепления. Движущей силой восставших стали казахские шаруа, в основном род адай Младшего жуза, рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Восставших в районе полуострова Бузачи возглавили Досан Тажиулы и Иса Тленбайулы. Впервые в этой борьбе за свои права активно участвовали казахские наемные рабочие.
15 марта 1870 г. пристав Мангистаского края подполковник Рукин с 36 казаками, 4 офицерами, переводчиком Бекметулы, бием Майулы и группой в 60 человек при четырех орудиях выступили в степь в урочище Бозащы, чтобы остановить перекочевку адаевцев на свои летовки. 22 марта повстанцы окружили и разгромили отряд карателей, раненый Рукин застрелился. В сражении погиб один из вожаков восставших Б. Маяулы.
Весть о разгроме отряда послужила сигналом к освободительному движению. Повстанцев поддержали рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. 5 апреля они атаковали Николаевскую станицу и Александровский форпост, сожгли маяки у форпоста, разгромили укрепление Нижнее, где хранились запасы войскового гарнизона. Из захваченных лодок была образована своеобразная флотилия, которая принимала участие в осаде Александровского форпоста, продолжавшейся с 5 по 8 апреля.