Ерма́к Тимофе́евич Аленин (1532/1534/1542 — 6 августа 1585) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства. Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись) , по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский) . В последнее время всё чаще звучит версия о происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку») , вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.
Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия . Эта же версия обыгрывается в сказе П. П. Бажова "Ермаковы лебеди". Существует мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.
Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Из источников известно, что среди первых казаков, донских и волжских, встречалось немало крещеных татар, и вообще сами казаки впервые упоминаются в русских летописях в конце XIV — начале XV в. именно как «казаки-татары» . Кроме того, мужское имя Ермак встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XIII столетия и также принимавших участие в этногенезе казаков.
Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII в. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов. В 1579 г. дружина казаков (больше 540 человек) , под начальством атаманов. Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
К началу 1580 г. Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет.
Тасмоли́нская культу́ра — археологическая культура эпохи раннего железного века (7-3 века до н.э.), распространенная на территории Северного и Центрального Казахстана. Свое название культура получила по урочищу Тасмола в Павлодарской области, где был раскопан типичный для этой культуры могильник
Погребальные сооружения тасмолинской культуры состоят обычно из большого кургана и примыкающего к нему малого кургана, от которого отходят на восток «усы» — две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 и более метров. В основном кургане находится погребение — трупоположение головой на север в овальной могильной яме, перекрытой каменными плитами. Под насыпью малого кургана, как правило, находят конский скелет и глиняную посуду.
В ранних курганах (7-6 века до н.э.) у ног погребенных помещены конские и бараньи головы, а также инвентарь: бронзовые наконечники стрел (втульчатые двуперые и черешковые трехперые), кинжалы с бабочковидным перекрестьем, стремечковидные удила. Для более позднего периода (503 века до н.э.) характерны бронзовые втульчатые трехперые наконечники стрел, кольчатые удила.
Племена тасмолинской культуры были кочевыми скотоводами, обладали высокой техникой обработки кости и металла. Для их прикладного искусства характерен звериный стиль.
Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись) , по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский) . В последнее время всё чаще звучит версия о происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку») , вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.
Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия . Эта же версия обыгрывается в сказе П. П. Бажова "Ермаковы лебеди". Существует мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.
Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Из источников известно, что среди первых казаков, донских и волжских, встречалось немало крещеных татар, и вообще сами казаки впервые упоминаются в русских летописях в конце XIV — начале XV в. именно как «казаки-татары» . Кроме того, мужское имя Ермак встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XIII столетия и также принимавших участие в этногенезе казаков.
Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII в. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом.
Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов. В 1579 г. дружина казаков (больше 540 человек) , под начальством атаманов. Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
К началу 1580 г. Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет.
Тасмоли́нская культу́ра — археологическая культура эпохи раннего железного века (7-3 века до н.э.), распространенная на территории Северного и Центрального Казахстана. Свое название культура получила по урочищу Тасмола в Павлодарской области, где был раскопан типичный для этой культуры могильник
Погребальные сооружения тасмолинской культуры состоят обычно из большого кургана и примыкающего к нему малого кургана, от которого отходят на восток «усы» — две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 и более метров. В основном кургане находится погребение — трупоположение головой на север в овальной могильной яме, перекрытой каменными плитами. Под насыпью малого кургана, как правило, находят конский скелет и глиняную посуду.
В ранних курганах (7-6 века до н.э.) у ног погребенных помещены конские и бараньи головы, а также инвентарь: бронзовые наконечники стрел (втульчатые двуперые и черешковые трехперые), кинжалы с бабочковидным перекрестьем, стремечковидные удила. Для более позднего периода (503 века до н.э.) характерны бронзовые втульчатые трехперые наконечники стрел, кольчатые удила.
Племена тасмолинской культуры были кочевыми скотоводами, обладали высокой техникой обработки кости и металла. Для их прикладного искусства характерен звериный стиль.