Завершение присоединения Казахстана к России совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права 1861г., меры, направленные на развитие капиталистических отношений не могли не затронуть Казахстана. Процесс колонизации активизировался, царское провительство решило созвать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе управления. Главной задачей реформы было «добиться слияния киргизских степей с прочими частями России».
Главная причина реформ-это интенсивная колонизация казахских земель, освоение богатых источников сырья и рынка сбыта. Для подготовки реформ в 1865году была образована специальная Степная комиссия, в которую вошли представители минис-ва внутренних дел, военного министерства, местные представители. В задачи комиссии входила выработка проекта реформ. В 1865-1866 годах был составлен проект по управлению казахской степью, в двух документах.
11 июля 1867 года было принято «Положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской Областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Согласно реформам вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора, а туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления в Казахстане носила военный характер.
Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: области Уральская и Тургайская; 3ападно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 года была включена в состав Астраханской губернии, Мангистау под управление Кавказского военного округа, а позже включен в Закаспийскую область.
Областные управления подчинялись губернатору, они состояли из отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Пограничные области занимались пограничными делами. Области делились на уезды, уезды на волости, волости на административные аулы, которые состояли из нескольких аулов. Административные аулы состояли из 100-200 кибиток; в волости от 1 тыс. до 2 тыс. иногда до 3 тыс. кибиток. Волостные и аульные старшины избирались каждые 3 года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством.
По реформе судебное устройство в К-не имели несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц.
Реформы устанавливали ежегодный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве – 2 р.75 к., в Оренбургском и Западносибирском – 3 р. Оседлое земледельческое население платило-ушур т. е. одна десятая часть урожая натурой или деньгами.
Положение 1867-1868 годов были «временными», поскольку царское правительство рассчитало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопративление со стороны местного населения и поэтому этот процесс растянулся на 20 лет.
Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользования, тяжелым бременем легли повинности и налоги, ущемлялась в своих правах местная знать.
В завершении проведения административно-территориальной реформы царское правительство 2 июня 1886 года приняло «Положение об управленииТуркестанским краем», а 25 марта 1891 года - «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». На основе реформы было образовано 2 генерал-губернаторства: Туркестанское- с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская, Самаркандская и Сырдарьинская области, деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее (губернии, области, волости, уезды, аулы) и Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, куда вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. В феврале 1890 года было принято «Временное положение об управлении Закаспийской областью», согласно которому в нее входили 5 уездов, в том числе и Мангышлакский вместе с Красноводским, Ашхабадским, Мервским и т. д.
До XI века особенного различия между горожанином и поселянином не было, оба они находились под властью сеньора. С XI века начинается освобождение городских общин. Коммунальное движение, взрастившее буржуазию, было первым ударом, который был нанесен политической стороне феодализма. Сущность этого движения, послужившего сигналом и для деревень, заключалась в освобождении городов из-под феодального гнёта, появлении городских республик и возникновении в городах общественного класса — горожан, которые выступают, как третье сословие, наряду с духовными и светскими сеньорами. Хотя с VI по Χ века жители городов уже и начинают группироваться, но в обществе они ещё не играли роли: политических прав у них не существовало, а социальное положение их было тяжёлым. С конца Χ века по XIII век всю Западную Европу охватила коммунальная революция — процесс освобождения городов от эксплуатации феодалов. Жители городов организуются в открытые или тайные общества, во главе которых стоят купцы. Города средиземноморскогого побережья были поставлены в особо благоприятные условия. Их торговля с Востоком никогда не прекращалась, население южных городских общин раньше других разбогатело и привыкло к самостоятельной практической деятельности. За итальянскими городами поднялись города Рейна. Позднее выступают южные французские города, когда итальянские уже достигли городской автономии, и далее — города северной и средней Франции, Германии и Англии. Наибольшей силы движение достигает в XII веке и первой половине XIII века. Освободительному движению противодействовали духовенство и феодалы. Короли вначале тоже противодействовали стремлениям городов к независимости, а потом поддерживали города. Людовик VI, хотя и утвердил несколько грамот, но делал это не из принципа, а вследствие случайных соображений: уничтожая ланскую коммуну, он поддерживал амьенскую. Людовик VII понял силу коммун и содействовал их развитию. Филипп II Август открыто поддерживал множество коммун, но заставлял их платить себе за поддержку. Из коммунальных восстаний особенно замечательны восстания Лана, Санса, Камбре, но большинство городов приобрело себе привилегии без кровавой борьбы. Движение охватило и деревню, которая в XII веке и XIII веке нередко пользовались правами коммуны. Города, добившиеся свободы — в большей или меньшей степени — делятся на два класса: коммуны и города буржуазии. Первые — добились и политической независимости, вторые — только гражданских прав, но не приобрели права самоуправления. Договор, заключенный между сеньором и коммуной, носил название коммунальной хартии или грамоты. Грамота определяла отношения коммуны к сеньору в вопросах юрисдикции и налога. В подлиннике дошли лишь очень немногие грамоты. Справедливо называют коммуну «коллективной сеньорией», уподобляя город феоду, так как между коммуною и её сюзереном были в значительной степени те же отношения, что между сюзеренами и вассалами (см. Феодализм — феодальная в четырёх случаях). Неся феодальные обязательства по отношению к своим господам, коммуны обладали и правами сеньора, могли отдавать поместья в лен, обладали правом войны и мира, наконец, заключали между собою крупные союзы. Коммуна издавала законы, судила, управляла администрацией и финансами, но в большинстве случаев пользование политическими правами принадлежало меньшинству — привилегированному сословию. Видимыми знаками коммуны были: ратуша, каланча, колокол, печать, позорный столб и виселица. Развивая общественный дух, коммуна воспитала в средневековом горожанине гражданина и возвысила буржуазию. Но коммунальное движение не сближало горожан и поселян. Буржуа, освободившись, относятся к деревне свысока, обижаются, если их приравнивают к крестьянам. Так вырастало различие между городским населением и крестьянами.
Административные реформы 60-90-х годов XIX века.
Завершение присоединения Казахстана к России совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права 1861г., меры, направленные на развитие капиталистических отношений не могли не затронуть Казахстана. Процесс колонизации активизировался, царское провительство решило созвать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе управления. Главной задачей реформы было «добиться слияния киргизских степей с прочими частями России».
Главная причина реформ-это интенсивная колонизация казахских земель, освоение богатых источников сырья и рынка сбыта. Для подготовки реформ в 1865году была образована специальная Степная комиссия, в которую вошли представители минис-ва внутренних дел, военного министерства, местные представители. В задачи комиссии входила выработка проекта реформ. В 1865-1866 годах был составлен проект по управлению казахской степью, в двух документах.
11 июля 1867 года было принято «Положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской Областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Согласно реформам вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора, а туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления в Казахстане носила военный характер.
Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: области Уральская и Тургайская; 3ападно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 года была включена в состав Астраханской губернии, Мангистау под управление Кавказского военного округа, а позже включен в Закаспийскую область.
Областные управления подчинялись губернатору, они состояли из отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Пограничные области занимались пограничными делами. Области делились на уезды, уезды на волости, волости на административные аулы, которые состояли из нескольких аулов. Административные аулы состояли из 100-200 кибиток; в волости от 1 тыс. до 2 тыс. иногда до 3 тыс. кибиток. Волостные и аульные старшины избирались каждые 3 года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством.
По реформе судебное устройство в К-не имели несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц.
Реформы устанавливали ежегодный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве – 2 р.75 к., в Оренбургском и Западносибирском – 3 р. Оседлое земледельческое население платило-ушур т. е. одна десятая часть урожая натурой или деньгами.
Положение 1867-1868 годов были «временными», поскольку царское правительство рассчитало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопративление со стороны местного населения и поэтому этот процесс растянулся на 20 лет.
Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользования, тяжелым бременем легли повинности и налоги, ущемлялась в своих правах местная знать.
В завершении проведения административно-территориальной реформы царское правительство 2 июня 1886 года приняло «Положение об управленииТуркестанским краем», а 25 марта 1891 года - «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». На основе реформы было образовано 2 генерал-губернаторства: Туркестанское- с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская, Самаркандская и Сырдарьинская области, деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее (губернии, области, волости, уезды, аулы) и Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, куда вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. В феврале 1890 года было принято «Временное положение об управлении Закаспийской областью», согласно которому в нее входили 5 уездов, в том числе и Мангышлакский вместе с Красноводским, Ашхабадским, Мервским и т. д.
С конца Χ века по XIII век всю Западную Европу охватила коммунальная революция — процесс освобождения городов от эксплуатации феодалов. Жители городов организуются в открытые или тайные общества, во главе которых стоят купцы. Города средиземноморскогого побережья были поставлены в особо благоприятные условия. Их торговля с Востоком никогда не прекращалась, население южных городских общин раньше других разбогатело и привыкло к самостоятельной практической деятельности. За итальянскими городами поднялись города Рейна. Позднее выступают южные французские города, когда итальянские уже достигли городской автономии, и далее — города северной и средней Франции, Германии и Англии. Наибольшей силы движение достигает в XII веке и первой половине XIII века. Освободительному движению противодействовали духовенство и феодалы.
Короли вначале тоже противодействовали стремлениям городов к независимости, а потом поддерживали города. Людовик VI, хотя и утвердил несколько грамот, но делал это не из принципа, а вследствие случайных соображений: уничтожая ланскую коммуну, он поддерживал амьенскую. Людовик VII понял силу коммун и содействовал их развитию. Филипп II Август открыто поддерживал множество коммун, но заставлял их платить себе за поддержку. Из коммунальных восстаний особенно замечательны восстания Лана, Санса, Камбре, но большинство городов приобрело себе привилегии без кровавой борьбы.
Движение охватило и деревню, которая в XII веке и XIII веке нередко пользовались правами коммуны. Города, добившиеся свободы — в большей или меньшей степени — делятся на два класса: коммуны и города буржуазии. Первые — добились и политической независимости, вторые — только гражданских прав, но не приобрели права самоуправления. Договор, заключенный между сеньором и коммуной, носил название коммунальной хартии или грамоты. Грамота определяла отношения коммуны к сеньору в вопросах юрисдикции и налога. В подлиннике дошли лишь очень немногие грамоты. Справедливо называют коммуну «коллективной сеньорией», уподобляя город феоду, так как между коммуною и её сюзереном были в значительной степени те же отношения, что между сюзеренами и вассалами (см. Феодализм — феодальная в четырёх случаях).
Неся феодальные обязательства по отношению к своим господам, коммуны обладали и правами сеньора, могли отдавать поместья в лен, обладали правом войны и мира, наконец, заключали между собою крупные союзы. Коммуна издавала законы, судила, управляла администрацией и финансами, но в большинстве случаев пользование политическими правами принадлежало меньшинству — привилегированному сословию. Видимыми знаками коммуны были: ратуша, каланча, колокол, печать, позорный столб и виселица. Развивая общественный дух, коммуна воспитала в средневековом горожанине гражданина и возвысила буржуазию. Но коммунальное движение не сближало горожан и поселян. Буржуа, освободившись, относятся к деревне свысока, обижаются, если их приравнивают к крестьянам. Так вырастало различие между городским населением и крестьянами.