Ненастной мартовской ночью 1812 года из Петербурга в юго-восточном направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира: тайный советник Михаил Михайлович Сперанский и частный пристав Шипулинский. Со стороны можно было предположить, что неотложные государственное дела заставили важнейшего сановника Российской империи в сопровождении полицейского чина оставить столицу в столь неурочное время, И только в придворных круга знали, что единомышленник императора Александра I в реформаторской деятельности и его ближайший советник по вопросам возможного переустройства России, секретарь Государственного совета высочайшим повелением отправляется в ссылку.Сложно найти в историческом сознании последующих поколений личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: "попович", "семинарист", "служака", "предатель", "отец русской бюрократии", "реформатор" и т. п. Его имя привлекало к себе внимание общества в те периоды российской истории, когда государство находилось на пороге существенных преобразований. Не случайно, что именно в годы подготовки и проведения реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности М. М. Сперанского. Что и почему привлекло в личности Сперанского исследователей различных направлений в эти исторические периоды? ответ на эти и другие вопросы можно найти в биографии нашего героя и во времени, в котором он жил.
• Стоглавый собор 1551 года – регламентация искусства с утверждением образом, которым необходимо следовать.
• Завершение формирования великорусской народности
• Литературно-публицистическое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских» (про Великий потоп, про императора Августа и так далее)
• Выдвижение тезиса «Москва – Третий Рим»
• Главным литературным жанром оставалось летописание («Летописей начала царства», «Книга Степенная царского родословия», Никоновская летопись
• Летописи включали на страницах миниатюры (цветные иллюстрации)
• Помимо летописей были исторические повести о событиях того времени. Примеры: Казанское взятие, о прихождении Стефана Батория на град Псков»
• Создавали хронографы и книги для прекращения обмирщания культуры – Домострой
• Началось книгопечатания, и первой напечатанной книга была Апостол, но рукописная книга все еще занимает ведущее положение
• Создан первый русский букварь «Азбука»
• В зодчестве строются шатровые храмы без столбов, на фундаменте (церковь Вознесения в Коломенском, Покроский собор ВасилияБлаженного, Успенский собор в Москве) + строили маленькие каменные или деревянные посадские храмы (служили центрами слобод для ремесленников) + активно строились каменные крепости (Казань, Астрахань, Нижний Новгород, Тула, Серпухов, Смоленск)
• Живопись характеризуется иконописью и фресковой росписью
Культура 17 века:
• Проникновение светских элементов в культуру
• Пристальное внимание просвещению: создаются государственные школы, школы по подготовке служащих и для Печатного двора, для Аптекарского прикаща, издавали Букварь, Грамматику, в Славяно-греко-латинской академии готовили священников и чиновников.
• Деятельность русских землепроходцев (Семен Дежнева вышел к противу между Азией и Северной Америкой, Хабаров изучил Амур, Атласов исследовал Камчатку и Курилы)
• Литература: все еще летописи (Новый летописец – о смерти Ивана Грозного и о праве новой династии на престол) + историческая повесть (Временник дьяка Ивана Тимофеева) + сатира (Калязинская челобиная пародировала церковную службу, высмеивала обжорство монахов, Повесть о Ерше Ершовиче – о взятках и судебной волоките) + мемуары (Житие протопопа Аввакума) + любовная лирика (Симеон Полоцкий) + появилось первое русское печатное сочинение по истории (Синопсис – о истории Украины и России)
• Появился театр, правда пока он был только в Москве и придворный, в нем играли немецкие актеры и только мужчины для всех ролей, постановки были на библейскую и легендарно-историческую тему + продолжал существовать бродячий театр (скоморохи и Петрушка) – но бродячий театр был не законный (из-за их сатиры на власть) и их преследовали
• Архитектурные сооружения асимметричны, многоцветны, с большим количеством декораций, использовались солнечные плитки (из резного камня и кирпича). Пример: церковь Ильи Пророка в Ярославле, церковь Николы в Хамовниках + появляются крепостные сооружения, крепости перестали были военными + появление московского барокко
• Живопись: иконопись все еще (Симон Ушаков Нерукотворный»), живописи характерна объемность, прямая перспектива, реалистическое изображение человека + распространение парсуны (портретная живопись)
Сходства:
• Жанры остаются теми же: зодчество – храмы, живопись – иконы, литература – в основном, история и летописи
Различия:
• В 17 веке культура теряет религиозность, становится характерным обмирщание
• В 17 веке, в отличии от 16, появляется больше жанров, существующие продолжают занимать ведущую позицию, но не являются единственными
Культура 16 века:
• Религиозное мировоззрение
• Стоглавый собор 1551 года – регламентация искусства с утверждением образом, которым необходимо следовать.
• Завершение формирования великорусской народности
• Литературно-публицистическое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских» (про Великий потоп, про императора Августа и так далее)
• Выдвижение тезиса «Москва – Третий Рим»
• Главным литературным жанром оставалось летописание («Летописей начала царства», «Книга Степенная царского родословия», Никоновская летопись
• Летописи включали на страницах миниатюры (цветные иллюстрации)
• Помимо летописей были исторические повести о событиях того времени. Примеры: Казанское взятие, о прихождении Стефана Батория на град Псков»
• Создавали хронографы и книги для прекращения обмирщания культуры – Домострой
• Началось книгопечатания, и первой напечатанной книга была Апостол, но рукописная книга все еще занимает ведущее положение
• Создан первый русский букварь «Азбука»
• В зодчестве строются шатровые храмы без столбов, на фундаменте (церковь Вознесения в Коломенском, Покроский собор ВасилияБлаженного, Успенский собор в Москве) + строили маленькие каменные или деревянные посадские храмы (служили центрами слобод для ремесленников) + активно строились каменные крепости (Казань, Астрахань, Нижний Новгород, Тула, Серпухов, Смоленск)
• Живопись характеризуется иконописью и фресковой росписью
Культура 17 века:
• Проникновение светских элементов в культуру
• Пристальное внимание просвещению: создаются государственные школы, школы по подготовке служащих и для Печатного двора, для Аптекарского прикаща, издавали Букварь, Грамматику, в Славяно-греко-латинской академии готовили священников и чиновников.
• Деятельность русских землепроходцев (Семен Дежнева вышел к противу между Азией и Северной Америкой, Хабаров изучил Амур, Атласов исследовал Камчатку и Курилы)
• Литература: все еще летописи (Новый летописец – о смерти Ивана Грозного и о праве новой династии на престол) + историческая повесть (Временник дьяка Ивана Тимофеева) + сатира (Калязинская челобиная пародировала церковную службу, высмеивала обжорство монахов, Повесть о Ерше Ершовиче – о взятках и судебной волоките) + мемуары (Житие протопопа Аввакума) + любовная лирика (Симеон Полоцкий) + появилось первое русское печатное сочинение по истории (Синопсис – о истории Украины и России)
• Появился театр, правда пока он был только в Москве и придворный, в нем играли немецкие актеры и только мужчины для всех ролей, постановки были на библейскую и легендарно-историческую тему + продолжал существовать бродячий театр (скоморохи и Петрушка) – но бродячий театр был не законный (из-за их сатиры на власть) и их преследовали
• Архитектурные сооружения асимметричны, многоцветны, с большим количеством декораций, использовались солнечные плитки (из резного камня и кирпича). Пример: церковь Ильи Пророка в Ярославле, церковь Николы в Хамовниках + появляются крепостные сооружения, крепости перестали были военными + появление московского барокко
• Живопись: иконопись все еще (Симон Ушаков Нерукотворный»), живописи характерна объемность, прямая перспектива, реалистическое изображение человека + распространение парсуны (портретная живопись)
Сходства:
• Жанры остаются теми же: зодчество – храмы, живопись – иконы, литература – в основном, история и летописи
Различия:
• В 17 веке культура теряет религиозность, становится характерным обмирщание
• В 17 веке, в отличии от 16, появляется больше жанров, существующие продолжают занимать ведущую позицию, но не являются единственными