Звериный стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Изображать животных начали ещё первые люди, но практика массового производства различных предметов с изображениями в зверином стиле появилась в бронзовом веке, и возросла в железном веке. Самые лучшие изображения в зверином стиле основаны на любви к природе, восхищении животными и их движениями, наблюдении борьбы зверей и т. д.
Своим рождением и сюжетами изображений звериный стиль обязан тотемизму. Чаще всего изображались обожествляемые животные, хищные звери, птицы и фантастические существа.
Для создания предметов с изображениями использовались все доступные тогда технологии, а для создания особо ценных предметов (для избранных) использовалось золото, серебро, драгоценные камни и т. д. Мастера всех древних народов старались копировать друг у друга не только художественные приемы, но и технологии работы с различными материалами.
Бляшка от ремня, VII век, Франция
В результате распространения новых видов бижутерии, которые далеки от тотемизма, а также по мере утверждения христианства и ислама в Европе и Азии, звериный стиль утратил своё значение и масштабы использования, однако некоторые изображения в зверином стиле, ставшие популярными, повлияли на формирование современных национальных орнаментальных мотивов, государственных символик и т. д.
Савроматы были одним из скифских народов, частью скифского мира — так же, как европейские скифы, азиатские саки и другие объединения североиранских кочевников. Священная книга зороастрийцев Авеста упоминает савроматов под именем «сайрима» и называет их кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них еще не было государства. В VII-V вв. до н.э. савроматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племен стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати. Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным. В IV в. до н.э. в евразийских степях восточнее Волги началось формирование мощных сарматских объединений. Кроме самих савроматов, в новые союзы вошли их ближайшие восточные соседи и родственники — племена исседонов, саков, массагетов и дахов, пришедшие из Зауралья и Средней Азии. Одной из причин передвижения сако-массагетских племен был поход Александра Македонского в Среднюю Азию, состоявшийся в 330-328 гг. до н.э. Македонское завоевание нарушило политические и хозяйственные связи кочевников с оседлым населением. Скифские племена Средней Азии, не желавшие подчиниться завоевателям, были вынуждены искать новые территории для пастбищ, новых соседей-земледельцев. Однако создание воинственных сарматских союзов невозможно объяснить только перемещением племен в восточной части скифского мира. Главная причина — в уровне общественного развития. В IV в. до н.э. сарматы вступили в период военной демократии, который европейские скифы пережили в эпоху переднеазиатских походов. Возглавившая племенные союзы военная аристократия стремилась укрепить свою власть захватом новых пастбищ и контролем над богатыми земледельческими странами. Уже на рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление сарматов на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию. Сарматы были типичными кочевниками. Они разводили овец и лошадей, почти не держали крупного рогатого скота. Занятия земледелием получили распространение уже в ходе завоевания новых территорий. Сарматские ремесленники хорошо владели приемами обработки дерева, камня и кости, цветных металлов и железа. Через савроматские земли шли торговые пути, связывавшие разные части скифского мира. Успех сарматских завоеваний был бы невозможен без передового вооружения и военного искусства. Сарматский период в истории военного дела — это время, когда увеличивается значение тяжеловооруженной конницы и приемов ближнего боя. Основу войска ранних сарматов все еще составляли легковооруженные конные лучники, одетые в кожаные латы и шлемы. Но военное превосходство сарматов было создано дружинами тяжеловооруженных всадников. Численность таких отрядов и их роль в сарматском войске постоянно возрастала. Защищенный панцирем из металлических или роговых пластинок и коническим шлемом, знатный сарматский воин опрокидывал противника копьем и добивал его длинным всадническим мечом. Своих рослых породистых коней сарматские рыцари тоже облачали в специальные доспехи. Длинные мечи сарматы носили на левом боку, а на правом — короткие кинжалы, похожие на скифский акинак. Большинство наконечников стрел сарматы отливали из бронзы, но с III в. до н.э. все большее распространение получали железные наконечники. В колчанах из сарматских погребений археологи находят по несколько сотен стрел.
Звериный стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Изображать животных начали ещё первые люди, но практика массового производства различных предметов с изображениями в зверином стиле появилась в бронзовом веке, и возросла в железном веке. Самые лучшие изображения в зверином стиле основаны на любви к природе, восхищении животными и их движениями, наблюдении борьбы зверей и т. д.
Своим рождением и сюжетами изображений звериный стиль обязан тотемизму. Чаще всего изображались обожествляемые животные, хищные звери, птицы и фантастические существа.
Для создания предметов с изображениями использовались все доступные тогда технологии, а для создания особо ценных предметов (для избранных) использовалось золото, серебро, драгоценные камни и т. д. Мастера всех древних народов старались копировать друг у друга не только художественные приемы, но и технологии работы с различными материалами.
Бляшка от ремня, VII век, Франция
В результате распространения новых видов бижутерии, которые далеки от тотемизма, а также по мере утверждения христианства и ислама в Европе и Азии, звериный стиль утратил своё значение и масштабы использования, однако некоторые изображения в зверином стиле, ставшие популярными, повлияли на формирование современных национальных орнаментальных мотивов, государственных символик и т. д.
Объяснение:
Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.
В IV в. до н.э. в евразийских степях восточнее Волги началось формирование мощных сарматских объединений. Кроме самих савроматов, в новые союзы вошли их ближайшие восточные соседи и родственники — племена исседонов, саков, массагетов и дахов, пришедшие из Зауралья и Средней Азии. Одной из причин передвижения сако-массагетских племен был поход Александра Македонского в Среднюю Азию, состоявшийся в 330-328 гг. до н.э. Македонское завоевание нарушило политические и хозяйственные связи кочевников с оседлым населением. Скифские племена Средней Азии, не желавшие подчиниться завоевателям, были вынуждены искать новые территории для пастбищ, новых соседей-земледельцев. Однако создание воинственных сарматских союзов невозможно объяснить только перемещением племен в восточной части скифского мира. Главная причина — в уровне общественного развития. В IV в. до н.э. сарматы вступили в период военной демократии, который европейские скифы пережили в эпоху переднеазиатских походов. Возглавившая племенные союзы военная аристократия стремилась укрепить свою власть захватом новых пастбищ и контролем над богатыми земледельческими странами. Уже на рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление сарматов на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию.
Сарматы были типичными кочевниками. Они разводили овец и лошадей, почти не держали крупного рогатого скота. Занятия земледелием получили распространение уже в ходе завоевания новых территорий. Сарматские ремесленники хорошо владели приемами обработки дерева, камня и кости, цветных металлов и железа. Через савроматские земли шли торговые пути, связывавшие разные части скифского мира.
Успех сарматских завоеваний был бы невозможен без передового вооружения и военного искусства. Сарматский период в истории военного дела — это время, когда увеличивается значение тяжеловооруженной конницы и приемов ближнего боя. Основу войска ранних сарматов все еще составляли легковооруженные конные лучники, одетые в кожаные латы и шлемы. Но военное превосходство сарматов было создано дружинами тяжеловооруженных всадников. Численность таких отрядов и их роль в сарматском войске постоянно возрастала. Защищенный панцирем из металлических или роговых пластинок и коническим шлемом, знатный сарматский воин опрокидывал противника копьем и добивал его длинным всадническим мечом. Своих рослых породистых коней сарматские рыцари тоже облачали в специальные доспехи.
Длинные мечи сарматы носили на левом боку, а на правом — короткие кинжалы, похожие на скифский акинак. Большинство наконечников стрел сарматы отливали из бронзы, но с III в. до н.э. все большее распространение получали железные наконечники. В колчанах из сарматских погребений археологи находят по несколько сотен стрел.