Загальна характеристика періоду. соціальний розвиток українських земель. особливості господарського життя. загальна характеристика періоду у xiii ст. внаслідок розкладу племінного та зародження феодального суспільства утворилася литовська держава, яка успішно чинила опір агресії з боку лівонського та тевтонського орденів. водночас зміцніла литовська держава за великого князя гедиміна (1316-1341) розпочала наступ на південно-західні руські землі. у 1351 — 1352 роках між польщею та литвою тривала війна за галицько-волинську землю. за перемир'ям 1352 року галичина залишилася під владою польщі, волинь і берестейська земля - під владою литовської держави. в 50-х роках xiv ст. розпочався наступ литовської держави на придніпров'я. у 1355-1356 роках литовський князь ольгерд завоював чернігово-сіверщину. влітку 1362 року військо ольгерда на р. сині води розгромило загони кількох татарських ханів. внаслідок синьо-водської битви до литовської держави остаточно відійшли київщина та поділля. захоплені литовською державою південно-західні руські землі протягом другої половини xiv ст., перебували у становищі удільних князівств
Духовная. большой толковый словарь: реформация . [от лат. reformatio - преобразование] в западной европе в 16 в. : социально-политическое движение против феодализма, принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти. о влиянии реформация на духовную жизнь общества. итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. с одной стороны христианского мира, который объединял все народы европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. с другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов европы. при этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей северной европы, которая до этого была как бы окраиной христианского мира — необходимость изучения библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ) , так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них библию. провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в церковью, а гражданам — в государством. в плане реформация способствовала смене старых феодальных отношений на новые капиталистические. стремление к , к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. в итоге протестантские государства начали опережать в развитии католические и православные. даже самая этика протестантов способствовала развитию ! реформация , удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. в ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает реформации. в последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций. следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить. реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. в носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.