Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая
внимание на человеческое поведение в той области, на которой
сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких
моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно
взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки»,
«психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает
добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения
которого скрыты...», «социологического человека», который для автора –
«носитель социально предопределенной роли...»
Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика
философско-антропологического знания?
В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?
Зачем оно необходимо современному человеку и науке?
Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в
философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый
вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого
человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть
о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в
материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных
успехах... но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от
него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек
... Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры;
этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и,
собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос
о куске хлеба для утоления голода...».
Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди
философов, теологов, ученых?
Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет
его практическим вопросом, вопросом всей жизни?
В чем Вы видите смысл своей жизни? ответ аргументируйте.
3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда
стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил, Ф.М.
Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к
эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в
несвободу. Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм
(«Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы
носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития
человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления
человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации,
которая означает усиление изоляции, неуверенности... Вместе с этим растет и
чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают
первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв
превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником
сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает
сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти
иной связаться с людьми и миром, чтобы от неуверенности
даже ценой свободы».
Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?
Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность.
Подтвердите примерами.
Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее
превращения в несвободу или «бегство от свободы».
зачем это нужно? 5 - 9 классы ·
язык · 6
попроси больше объяснений ·
следить · отметить нарушение
героизм — поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания родины.
героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений великой отечественной войны 1941—1945 гг. много памятников и обелисков героям стоит на нашей в день победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к могиле неизвестного солдата в москве у кремлевской стены, к вечному огню, зажженному в честь погибших героев — защитников москвы.
куда б ни шел, ни ехал ты,
но здесь остановись,
могиле этой дорогой
всем сердцем
и для тебя, и для меня
он сделал все, что мог,
себя в бою не ,
а родину сберег.
можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. мыслители говорили: «нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах». не всякий смелый поступок можно назвать героическим. например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться для «героя».
смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего — это героизм.
есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. это героизм духа. яркий пример такого героизма — в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, — словом, все истинно человеческие качества.
в каждого народа есть примеры замечательного героизма. много героев было и в нашего народа. возможно, вы слышали об иване сусанине. этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. и все-таки он шел, чтобы спасти других людей.
в годы великой отечественной войны героизм проявляли и дети, которым было лишь по 10—14 лет. они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли. героями становятся и в мирной жизни. жарким летом 1972 г. восемнадцатилетний рязанский тракторист анатолий мерзлов работал на пшеничном поле. от случайной искры загорелся хлеб. анатолий на растерялся и вступил в борьбу со стихией. спасая урожай и свой трактор, юноша погиб. он рисковал жизнью потому, что хотел спасти, народное добро.
есть много героев и в науки. это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. а норвежский ученый тур хейердал на легком плоту из бревен переплыл тихий океан. известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. а герои космоса или подводного мира? кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? и всё же они уходят на , чтобы открыть человечеству новые тайны. дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.
слово демократия означает по гречески "власть народа". первой демократией в мире была афинская. начало демократии положили реформы солона. безраздельное господство аристократов окончилось. тиран писистрат, вождь демоса, ещё больше ослабил аристократию. после реформ клисфена афины стали демократическим полисом.
в период войн с персами значение афинского демоса возросло. это народное собрание, а не аристократы, заступилось за воставший милет. мильтиад, победитель при марафоне, был избран демократическим путём. вождь демоса фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов, а не только на фалангу тяжеловооруженных гоплитов. и флот, в который брали бедняков, не имевших дорогого вооружения, превратился в опору демократии.
наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце греко-персидских войн. демос через народное собрание определял политику государства.