Иезуиты. Члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена («Societas Jezy» — «Общество Иисуса»), основанного в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35438 членов в 1963, самая большая организация в США). Орден утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 года. Ядром ордена иезуитов была небольшая группа магистров Сорбонны, объединившаяся вокруг экзальтированного Лойолы первоначально с целью миссионерской деятельности среди мусульман в Палестине. Вскоре эта группа преобразовалась в общество священников, в миссионерский корпус, стоящий под верховным начальством самого папы. Первоначально папа Павел III, из боязни, что иезуиты пойдут по пути Реформации, дал согласие на организацию очень неохотно и с условием, что число членов нового ордена не будет превышать 60 (это ограничение было отменено уже в 1540 году). Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа — проповедь, и обработка остальных лиц — исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и пр. Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора — принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Совершенно не принимались в орден бывшие еретики, а также женщины. После предварительного краткого приемного срока принимаемый (новиций) проходил двухлетний испытательный искус (новицитат). После искуса новаций становился или «светским коадьютором» («сотрудником»), или, если он обнаруживал учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и пр., и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета — бедности, целомудрия, послушания, — делался «духовным коадьютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе, он становился профессом, т.е. действительным членом ордена. Таким образом, орден делился на 4 класса, не считая вступающих (т.н. индифферентов). Учреждения общества — резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) — составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т.д.). В центральный орган иезуитов, имевший свое местопребывание в Риме, входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, адмонитор (негласный контролер при генерале), но настоящим главой являлся генерал, обладавший неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Генеральная конгрегация — созываемое им общее собрание из провинциалов и представителей профессов — обладала лишь совещательными функциями, и лишь в случае смерти генерала выбирала новое правительство. На папский престол ни один иезуит не был возведен. Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. Организацию ордена иезуитов можно уподобить кольчуге, сотканной из крепких и гибких колец; она делает орден неуязвимым и в то же время эластичным. В момент смерти своего основателя (1556) орден насчитывал свыше 1000 членов, 100 домов и 14 провинций. К середине XVI века орден начал энергичную борьбу с Реформацией. Миссионерская деятельность иезуитов уже с XVI века приняла широкий размах. Друг Лойолы Фр. Ксавье распространял католицизм в Индии, Индокитае, Японии, Китае. В XVI веке иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано государство (с 1610), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки, Южной Америки. К началу XVII века иезуиты стали использовать девиз — «Ad maiorem Dei gloriam» — «К вящей славе Божьей». XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур. Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума, а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.
Ядром ордена иезуитов была небольшая группа магистров Сорбонны, объединившаяся вокруг экзальтированного Лойолы первоначально с целью миссионерской деятельности среди мусульман в Палестине. Вскоре эта группа преобразовалась в общество священников, в миссионерский корпус, стоящий под верховным начальством самого папы. Первоначально папа Павел III, из боязни, что иезуиты пойдут по пути Реформации, дал согласие на организацию очень неохотно и с условием, что число членов нового ордена не будет превышать 60 (это ограничение было отменено уже в 1540 году).
Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа — проповедь, и обработка остальных лиц — исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и пр.
Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора — принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Совершенно не принимались в орден бывшие еретики, а также женщины.
После предварительного краткого приемного срока принимаемый (новиций) проходил двухлетний испытательный искус (новицитат). После искуса новаций становился или «светским коадьютором» («сотрудником»), или, если он обнаруживал учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и пр., и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета — бедности, целомудрия, послушания, — делался «духовным коадьютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе, он становился профессом, т.е. действительным членом ордена. Таким образом, орден делился на 4 класса, не считая вступающих (т.н. индифферентов). Учреждения общества — резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) — составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т.д.). В центральный орган иезуитов, имевший свое местопребывание в Риме, входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, адмонитор (негласный контролер при генерале), но настоящим главой являлся генерал, обладавший неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Генеральная конгрегация — созываемое им общее собрание из провинциалов и представителей профессов — обладала лишь совещательными функциями, и лишь в случае смерти генерала выбирала новое правительство. На папский престол ни один иезуит не был возведен.
Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины.
Организацию ордена иезуитов можно уподобить кольчуге, сотканной из крепких и гибких колец; она делает орден неуязвимым и в то же время эластичным.
В момент смерти своего основателя (1556) орден насчитывал свыше 1000 членов, 100 домов и 14 провинций.
К середине XVI века орден начал энергичную борьбу с Реформацией.
Миссионерская деятельность иезуитов уже с XVI века приняла широкий размах. Друг Лойолы Фр. Ксавье распространял католицизм в Индии, Индокитае, Японии, Китае.
В XVI веке иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано государство (с 1610), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки, Южной Америки.
К началу XVII века иезуиты стали использовать девиз — «Ad maiorem Dei gloriam» — «К вящей славе Божьей».
XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.
Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума, а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.