Консерваторы. социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. консерватизм второй половины xix в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу россии. православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. в этом консерваторы видели своеобразие пути россии. во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. в социально- сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг россии. в духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы. (ф.м. достоевский в романе «бесы» обнажил безнравственность их деятельности.) идеологами консерваторов были к.п. победоносцев, д.а. толстой, м.н. катков. распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. м.н. катков в газете «московские ведомости» доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение. либералы. социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и они отстаивали идею об общем с западной европой пути ского развития россии. либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. они выступали за создание общероссийского выборного органа (земского собора), расширение прав и функций местных органов (земств). политическим идеалом для них была конституционная монархия. во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности россии. в социально- сфере они вовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в россии правового государства и гражданского общества. признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов. либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации россии. они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников. идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (к.д. кавелин, б.н. чичерин, в.а. гольцев, д.и. шаховской, ф.и. ро- дичев, п.а. долгоруков). их организационной опорой были земства, журналы (« мысль», «вестник европы») и научные общества. либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству. особенности российского либерализма: его дворянский характер из- за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. либералов и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.
В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по - своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон - создатель знаменитого «Дискобола».
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие - либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.
Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.
В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по - своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон - создатель знаменитого «Дискобола».
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие - либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.
Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.