Кочевое скотоводство позволило……………Производства продуктов-………….., кожи. Так как заниматься земледелием ……… , древние жители стали…………….,………… При переходе на новое место……………, запрягая быков вставить пропущеные слова
Статья 48. 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической В случаях, предусмотренных законом, юридическая оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 47.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
«чала манасчы» («манасчы-ремесленник»). К этой группе сказителей относятся манасчы, которые исполняют в основном заученные наизусть отдельные, хорошо известные в народе эпизоды эпоса и не создавать собственные варианты. Среди них много сказителей, творчество которых приходится в основном на послеоктябрьское время: Торо Мамытов, Лапаз Коккозов, Каба Атабеков, Сарынжи Кожобердиев, Калбюбю Суйумбаева, Мамыт Алдаяров, Акын Шадыканов, Насыр Искендеров, Жолборс Турдалиев, Уркаш Мамбеталиев, Назаркул Сейдиракманов, Эргеш Ташымбетов, Сулайман (Акун) Назиев, Дуйшеналы Жанаев, Орузбай Урмамбетов, Даутали Касымбаев, Абдыкерим Бекиев, Сейдене Молдоке кызы и др.
Есть и четвертая группа в кыргызском эпическом сказительстве, которая связана преимущественно с творчеством детей и юношества, — «уйрончук манасчы» («начинающий манасчы»), или «бала манасчы» («ребенок-манасчы»). Этого звания могут удостаиваться молодые манасчы, которые увлекаются исполнением эпоса и находятся под влиянием какого-либо Известного сказителя. Манасовед С. Мусаев по этому поводу писал: «В действительности ни один манасчы не становится сказителем эпоса “Манас”, не прослушав о событиях эпоса от других манасчы или от одного из них и не пройдя хотя бы кратковременного обучения у них».
В наше время обучение начинающих манасчы приобретает новые формы. С учителей и родителей дети заучивают текст эпоса «Манас», осваивают его мелодику благодаря радио, телевидению, концертам и аудиозаписям и пробуют свои силы в слушательских аудиториях, на художественных конкурсах.
Двадцатый век, в особенности его первую половину, без преувеличения можно назвать классическим веком в истории кыргызской национальной эпической культуры. Именно на этот период приходится кульминация развития сказительского творчества, когда в полной мере раскрылись импровизаторские таланты таких профессиональных манасчы, как Сагымбай Орозбаков, Саякбай Каралаев, Молдобасан Мусулманкулов, Актан Тыныбеков, Шаабай Азизов, Мамбет Чокморов и др.
Чоюке Омур уулу (1863—1925) — манасчы, наставник Саякбая Каралаева. Родился в г. Караколе (ныне Иссык-Кульская область). В свою очередь, познал все тайны сказительского искусства у манасчы Акылбека и Тыныбека. В 1900 г. переехал в Талас. Чоюке сказывал полностью все части трилогии большого эпоса, но, к сожалению, его вариант не был записан. Народная молва свидетельствует, что эпизоды «Ат чабыш», «Рассказ Бакая» в его исполнении люди слушали со слезами волнения на глазах.
Кенжекара Калча уулу (1859—1929) — крупный семетейчи и ырчы своего времени. Известен как яркий сказитель второй части эпоса — «Семетей», причем аккомпанировал себе на кыл кыяке. В 1903 г. от него были записаны на фонограф эпизоды «Женитьба Семетея на Айчурек», «Песня об Акбале». Русский ученый Б. Смирнов в своей книге «В степях Туркестана» записал некоторые фрагменты выступления Кенжекары и зарисовал сказителя.
Назаркул Сейдиракманов (род. 1951) — манасчы-солист Кыргосфилармонии им. Токтогула. Родился в аиле Данбагар Таласского района Таласской области. Лауреат первой премии международного конкурса манасчы в честь 1000-летия эпоса «Манас» (1995).
Как и другие сказители, Назаркул объясняет свое призвание вещим сном. Начал сказывать эпос с детства, считает себя учеником Саякбая Каралаева. Вариант «Манаса», принадлежащий Сейдиракманову, включает все части трилогии и близок по стилю иссык-кульской сказительской школе. Процесс записи сейдиракмановского варианта большого эпоса продолжается.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической В случаях, предусмотренных законом, юридическая оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 47.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
«чала манасчы» («манасчы-ремесленник»). К этой группе сказителей относятся манасчы, которые исполняют в основном заученные наизусть отдельные, хорошо известные в народе эпизоды эпоса и не создавать собственные варианты. Среди них много сказителей, творчество которых приходится в основном на послеоктябрьское время: Торо Мамытов, Лапаз Коккозов, Каба Атабеков, Сарынжи Кожобердиев, Калбюбю Суйумбаева, Мамыт Алдаяров, Акын Шадыканов, Насыр Искендеров, Жолборс Турдалиев, Уркаш Мамбеталиев, Назаркул Сейдиракманов, Эргеш Ташымбетов, Сулайман (Акун) Назиев, Дуйшеналы Жанаев, Орузбай Урмамбетов, Даутали Касымбаев, Абдыкерим Бекиев, Сейдене Молдоке кызы и др.
Есть и четвертая группа в кыргызском эпическом сказительстве, которая связана преимущественно с творчеством детей и юношества, — «уйрончук манасчы» («начинающий манасчы»), или «бала манасчы» («ребенок-манасчы»). Этого звания могут удостаиваться молодые манасчы, которые увлекаются исполнением эпоса и находятся под влиянием какого-либо Известного сказителя. Манасовед С. Мусаев по этому поводу писал: «В действительности ни один манасчы не становится сказителем эпоса “Манас”, не прослушав о событиях эпоса от других манасчы или от одного из них и не пройдя хотя бы кратковременного обучения у них».
В наше время обучение начинающих манасчы приобретает новые формы. С учителей и родителей дети заучивают текст эпоса «Манас», осваивают его мелодику благодаря радио, телевидению, концертам и аудиозаписям и пробуют свои силы в слушательских аудиториях, на художественных конкурсах.
Двадцатый век, в особенности его первую половину, без преувеличения можно назвать классическим веком в истории кыргызской национальной эпической культуры. Именно на этот период приходится кульминация развития сказительского творчества, когда в полной мере раскрылись импровизаторские таланты таких профессиональных манасчы, как Сагымбай Орозбаков, Саякбай Каралаев, Молдобасан Мусулманкулов, Актан Тыныбеков, Шаабай Азизов, Мамбет Чокморов и др.
Чоюке Омур уулу (1863—1925) — манасчы, наставник Саякбая Каралаева. Родился в г. Караколе (ныне Иссык-Кульская область). В свою очередь, познал все тайны сказительского искусства у манасчы Акылбека и Тыныбека. В 1900 г. переехал в Талас. Чоюке сказывал полностью все части трилогии большого эпоса, но, к сожалению, его вариант не был записан. Народная молва свидетельствует, что эпизоды «Ат чабыш», «Рассказ Бакая» в его исполнении люди слушали со слезами волнения на глазах.
Кенжекара Калча уулу (1859—1929) — крупный семетейчи и ырчы своего времени. Известен как яркий сказитель второй части эпоса — «Семетей», причем аккомпанировал себе на кыл кыяке. В 1903 г. от него были записаны на фонограф эпизоды «Женитьба Семетея на Айчурек», «Песня об Акбале». Русский ученый Б. Смирнов в своей книге «В степях Туркестана» записал некоторые фрагменты выступления Кенжекары и зарисовал сказителя.
Назаркул Сейдиракманов (род. 1951) — манасчы-солист Кыргосфилармонии им. Токтогула. Родился в аиле Данбагар Таласского района Таласской области. Лауреат первой премии международного конкурса манасчы в честь 1000-летия эпоса «Манас» (1995).
Как и другие сказители, Назаркул объясняет свое призвание вещим сном. Начал сказывать эпос с детства, считает себя учеником Саякбая Каралаева. Вариант «Манаса», принадлежащий Сейдиракманову, включает все части трилогии и близок по стилю иссык-кульской сказительской школе. Процесс записи сейдиракмановского варианта большого эпоса продолжается.
Объяснение: