город в россии в xix столетии играл важную роль в культурно-интеграционных и центробежных процессах, общественно-культурной жизни страны в целом. в статье рассматривается становление и развитие культурного пространства города нового времени и буржуазной эпохи. культурное пространство города xix
в. сохраняло традиционные элементы (ландшафтная застройка) в сочетании с принципиально новыми чертами, привнесёнными в архитектурно-пространственную среду города «волевыми» решениями власти (строительство «по образцам») и модернизационными процессами, происходившими в конце xix – начале xx вв.
особенностью культурного пространства города была «выгонная» земля, окружавшая город и создававшая основу для длительного сохранения сельскохозяйственных занятий горожан. будучи полифункциональным социальным организмом, город в россии выполнял важнейшую культурную функцию. культура города,
креативная по преимуществу, в значительной степени определяла культурный потенциал общества, каким обладала россия в начале xx в. культурное пространство города, понимаемое как совокупность архитектурного облика, инфраструктуры муниципального хозяйства, общественно-культурной среды – социального
пространства функционирования культуры – следует рассматривать как один из аспектов национального культурного наследия, достойного нашей памяти.
софийский собор в древнем полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь европы, один из самых ранних в древней руси и первый каменный на территории беларуси.
этот старинный памятник представлен в предварительный список всемирного наследия
юнеско.
собор софии премудрости божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в полоцке на правом берегу западной двины в хi веке. в середине xviii-го его основательно перестроили по проекту архитектора яна глаубица в стиле виленского ()
барокко.
однако до наших дней от храма хi века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний , части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины хi в. собор и сегодня поражает красотой и величием.
интересно,
что точную копию софийского собора хi века планируют построить также на берегу западной двины, но уже в другом знаменитом городе беларуси – витебске.
софийского собора
каменный собор в полоцке появился после своих "старших сестер" в киеве и
новгороде, построенных по образцу собора в константинополе, и стал четвертым в мире храмом святой софии.
греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей
княжества.
впервые храм упоминается в "житии преподобной ефросинии полоцкой" и "слове о полку игореве" хii века.
величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя всеслава чародея. символ
независимости и могущества полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по двине.
построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что
говорило о роли церкви в государстве.
полоцкая софия стала православным и культурно-просветительским центром. здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. в соборе была и
княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.
в 1596 году после заключения брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после 1607 и 1648 годов. при перестройке по распоряжению архиепископа иосафата кунцевича
были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.
город в россии в xix столетии играл важную роль в культурно-интеграционных и центробежных процессах, общественно-культурной жизни страны в целом. в статье рассматривается становление и развитие культурного пространства города нового времени и буржуазной эпохи. культурное пространство города xix
в. сохраняло традиционные элементы (ландшафтная застройка) в сочетании с принципиально новыми чертами, привнесёнными в архитектурно-пространственную среду города «волевыми» решениями власти (строительство «по образцам») и модернизационными процессами, происходившими в конце xix – начале xx вв.
особенностью культурного пространства города была «выгонная» земля, окружавшая город и создававшая основу для длительного сохранения сельскохозяйственных занятий горожан. будучи полифункциональным социальным организмом, город в россии выполнял важнейшую культурную функцию. культура города,
креативная по преимуществу, в значительной степени определяла культурный потенциал общества, каким обладала россия в начале xx в. культурное пространство города, понимаемое как совокупность архитектурного облика, инфраструктуры муниципального хозяйства, общественно-культурной среды – социального
пространства функционирования культуры – следует рассматривать как один из аспектов национального культурного наследия, достойного нашей памяти.
софийский собор в древнем полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь европы, один из самых ранних в древней руси и первый каменный на территории беларуси.
этот старинный памятник представлен в предварительный список всемирного наследия
юнеско.
собор софии премудрости божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в полоцке на правом берегу западной двины в хi веке. в середине xviii-го его основательно перестроили по проекту архитектора яна глаубица в стиле виленского ()
барокко.
однако до наших дней от храма хi века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний , части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины хi в. собор и сегодня поражает красотой и величием.
интересно,
что точную копию софийского собора хi века планируют построить также на берегу западной двины, но уже в другом знаменитом городе беларуси – витебске.
софийского собора
каменный собор в полоцке появился после своих "старших сестер" в киеве и
новгороде, построенных по образцу собора в константинополе, и стал четвертым в мире храмом святой софии.
греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей
княжества.
впервые храм упоминается в "житии преподобной ефросинии полоцкой" и "слове о полку игореве" хii века.
величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя всеслава чародея. символ
независимости и могущества полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по двине.
построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что
говорило о роли церкви в государстве.
полоцкая софия стала православным и культурно-просветительским центром. здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. в соборе была и
княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.
в 1596 году после заключения брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после 1607 и 1648 годов. при перестройке по распоряжению архиепископа иосафата кунцевича
были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.