Октябризм как политическое течение возник и начал организационно оформ ляться в конце октября - начале ноября 1905г. на основе правого «меньшинства» зем ско-городских съездов. «Ядро октябристов, образовалось из того меньшинства обще земских съездов, которое примыкало к общим требованиям широких либеральных реформ во всех областях нашей жизни и перехода от переживших себя форм неогра ниченного самодержавия к конституционному строю», - отмечал лидер партии «Союз 17 октября» А.И. Гучков1. С середины ноября 1905г. начался процесс организационно го строительства партии октябристов по всей стране. Основная масса местных органи заций была создана в период выборов в I Государственную Думу. Организационно местный комитет октябристской партии в Тульской губернии конституировался в декабре 1905г., в связи с началом избирательной кампании в I Го сударственную Думу2. На его первом собрании в качестве одной из важнейших причин создания отмечалась борьба с революционными партиями, с одной стороны, и реак ционными, с другой3. Вновь образованный комитет партии тут же, в качестве пропра вительственной организации, получил поддержку со стороны администрации Туль ской губернии: «6 января, начальнику губернии представлялись члены временного бюро местного отдела «Союза 17 октября»: М.П. Волков, А.О. Новицкий, И.П. Ефимов, П.Н. Салищев, С.С. Ермолаев, С.Ф. Розанов. Его превосходительство выразил полное сочувствие задачам союза и отметил, что никакая преграда агитационной деятельно сти партии с его стороны ставиться не будет», - констатирует «Тульская газета»4.
Серебрянный век русской культуры оказался коротким.. Он продолжался менее четверти века: 1900 – 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В. С. Соловьева, а конечная – с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Но границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Понятие «Культуры серебряного века» распространяется на разные области бытия: наука, техника, философия и теософия, искусство. Но первое, что приходит на ум при упоминании термина «Серебряный век» - это, безусловно, литература. В современном употреблении выражение «серебряный век» или не имеет оценочного характера, или несет налет поэтизации (серебро как благородный металл, лунное серебро, особая одухотворенность) . Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т. к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Это представление восходит к античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим циклы человеческой истории в соответствии со сменой поколений богов (при титане Кроне-Сатурне был золотой век, при его сыне Зевсе-Юпитере наступил серебряный) . Метафора «золотого века» как счастливой поры человечества, когда царила вечная весна и земля сама приносила плоды, получила новое развитие в европейской культуре, начиная с Возрождения (прежде всего в пасторальной литературе) . Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе. Р. Иванов-Разумник и В. Пяст, первыми употребившие выражение «серебряный век» , не противопоставляли его «золотому веку» Пушкина, а выделяли в литературе начала 20 в. два поэтических периода («золотой век» , сильные и талантливые поэты; и «серебряный век» , поэты меньшей силы и меньшего значения) . Для Пяста «серебряный век» – понятие прежде всего хронологическое, хотя последовательность периодов и соотносится с некоторым понижением поэтического уровня. Напротив, Иванов-Разумник употребляет его как оценочное. Для него «серебряный век» – спад «творческой волны» , главные признаки которого – «самодовлеющая техника, понижение духовного взлета при кажущемся повышении технического уровня, блеска формы» . Н. Оцуп, популяризатор термина, также использовал его в разных смыслах. В статье 1933 года он определил серебряный век не столько хронологически, сколько качественно, как особый тип творчества. В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности. Выражение «серебряный век» заменило аналитические термины и спровоцировало споры о единстве или противоречивом характере процессов начала 20 в. Явление, которое обозначает термин «серебряный век» , представляло собой небывалый культурный подъем, напряжение творческих сил, наступившее в России после народнического периода, отмеченного позитивизмом и утилитарным подходом к жизни и искусству.
Понятие «Культуры серебряного века» распространяется на разные области бытия: наука, техника, философия и теософия, искусство. Но первое, что приходит на ум при упоминании термина «Серебряный век» - это, безусловно, литература.
В современном употреблении выражение «серебряный век» или не имеет оценочного характера, или несет налет поэтизации (серебро как благородный металл, лунное серебро, особая одухотворенность) . Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т. к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Это представление восходит к античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим циклы человеческой истории в соответствии со сменой поколений богов (при титане Кроне-Сатурне был золотой век, при его сыне Зевсе-Юпитере наступил серебряный) . Метафора «золотого века» как счастливой поры человечества, когда царила вечная весна и земля сама приносила плоды, получила новое развитие в европейской культуре, начиная с Возрождения (прежде всего в пасторальной литературе) . Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.
Р. Иванов-Разумник и В. Пяст, первыми употребившие выражение «серебряный век» , не противопоставляли его «золотому веку» Пушкина, а выделяли в литературе начала 20 в. два поэтических периода («золотой век» , сильные и талантливые поэты; и «серебряный век» , поэты меньшей силы и меньшего значения) . Для Пяста «серебряный век» – понятие прежде всего хронологическое, хотя последовательность периодов и соотносится с некоторым понижением поэтического уровня. Напротив, Иванов-Разумник употребляет его как оценочное. Для него «серебряный век» – спад «творческой волны» , главные признаки которого – «самодовлеющая техника, понижение духовного взлета при кажущемся повышении технического уровня, блеска формы» .
Н. Оцуп, популяризатор термина, также использовал его в разных смыслах. В статье 1933 года он определил серебряный век не столько хронологически, сколько качественно, как особый тип творчества.
В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности. Выражение «серебряный век» заменило аналитические термины и спровоцировало споры о единстве или противоречивом характере процессов начала 20 в.
Явление, которое обозначает термин «серебряный век» , представляло собой небывалый культурный подъем, напряжение творческих сил, наступившее в России после народнического периода, отмеченного позитивизмом и утилитарным подходом к жизни и искусству.