Конец XVII в. – идеи либерализма (лат. liberalism – «свободный») появляются в трактатах Джона Локка («Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости»). Они легли в основу философии Просвещения XVIII века и были направлены против феодализма и абсолютизма. Основные положения идеологии либерализма были оформлены в XIX веке.
Основополагающие идеи и ценности либерализма:
Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство – средство для достижения индивидом цели.
Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства. Идея государства – «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма – политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.
Конец XVIII в. – появление консерватизма (от лат. conservare – «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.
Основополагающие идеи и ценности консерватизма:
Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.
Первая половина XIX в. – появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.
Сенсимонизм. Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
Шарль Фурье. Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг – объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
Роберт Оуэн. Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.
Основополагающие идеи и ценности либерализма:
Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство – средство для достижения индивидом цели.
Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства. Идея государства – «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма – политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.
Конец XVIII в. – появление консерватизма (от лат. conservare – «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.
Основополагающие идеи и ценности консерватизма:
Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.
Первая половина XIX в. – появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.
Сенсимонизм. Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
Шарль Фурье. Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг – объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
Роберт Оуэн. Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.
В северной Атлантике
Мадейра — c 1418
Азорские острова — c 1427
Гренландия (сейчас автономия Дании) — 1499—1500, претензии до 1535
Земля Корте-Реал — 1501—? (сейчас часть Канады)
Терра Нова (Ньюфаундленд) — 1501—?
Лабрадор — 1499—1500
Новая Шотландия — 1519—
В Латинской Америке
Бразилия — 1500—1822
Сисплатина — 1808—1827
Французская Гвиана — оккупация 1809—1817
В Африке
Сеута — 1415—1640
Танжер — 1471—1662
Агуш (Суира-Гедима) 1506—1525
Алказер-Кебир (Эль-Ксар-эль-Кебир) 1458—1550
Арзила (Асила) 1471—1550; 1577—1589
Азамор (Аземмур) 1513—1541
Мазаган (Эль-Джадида) 1485—1550; 1506—1769
Могадор (Эс-Сувейра) 1506—1525
Уадан — 1487 — середина XVI века
Сафин (Сафи) 1488—1541
Крепость Святого Креста мыса Ге (Агадир) 1505—1769