конспект на тему: начало возвышения москвы. образование единого государства.
по плану
1.причины объединения земель.
2. перечислить центры объединения.
3. причины возвышения москвы.
4. краткая характеристика правления ивана калиты.
5. значение куликовской битвы.
6. сравнить политику и. калиты и д. донского по отношению к золотой орде.
7. характеристика процесса объединения с 1389 по 1462гг.
8. как православная церковь стала самостоятельной (флоринтийская уния).
9. какие земли были присоединены при иване 3.
10. как русь освобилась от ига.
Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового.
Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей.
Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России.
Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками.
Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национа
До 15-17 веков на территории Киевской Руси, фактически, проживал единый народ. Резкой границы языков не было. Если бы Вы в те времена ехали из Киева в Новгород, то видели бы, что язык меняется постепенно и невозможно провести четкую географическую границу языков. Мало того, в то время новгородцы и киевляне понимали язык друг друга гораздо лучше, чем сейчас понимают язык друг друга москвичи и львовцы.
Разделение на три народа произошло по причине длительной (несколько столетий) изоляции трех частей бывшей Киевской Руси друг от друга. Одна часть вошла в состав Польши (нынешняя Украина) , друга часть в состав Литвы (современная Белоруссия) и третья часть стала вассалом Золотой Орды. Если бы не этот раздел Киевской Руси, то сейчас не было бы три разных народа, а был бы единый народ (анты) с одним языком. Когда Белоруссия и Украина вошли в состав Российской империи, то было уже поздно, слияние трех народов в один уже не произошло, так как на своих языках у них уже была своя литература и образование.