вселенной. в архитектуре и живописи св. софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей византийского искусства3.
в ранней византии и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 апостолов в константинополе, храм св. димитрия в салониках. особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. виталия в равенне.
памятников светского искусства византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени . но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. и в наше время поражают величием крепостные стены и башни константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. при юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. турки после завоевания константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее
«тысяча и одна колонна». она до сих пор восхищает жителей. еще в iv-v вв. константинополь - новый рим украсился дворцами императоров и домами знати.
обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из дельф, египетский обелиск тутмоса и бронзовые колонны лисиппа.
мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства византии - изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов
«старый порядок» – политический и строй нового времени до победы буржуазной революции; трёхполье – система землепользования, при которой земля делиться на три участка из которых каждый один год используется под озимые культуры, другой – под яровые, третий – под пастбище (в этот год земля «отдыхает»), причём каждый год в одном хозяйстве встречается все три типа использования земли; огораживания – процесс, происходивший в нового времени и заключавшийся в присвоении феодалами общинных земель с целью использования их для выпаса овец, что лишало крестьян их полей и средств к существованию – увеличило количество нищих в , но одновременно создало рынок свободной рабочей силы и способствовало освоению колоний; мануфактура – предприятие ручного труда, на котором весь производственный процесс разделён на простейшие операции и каждый из работников выполняет лишь одну из них
вселенной. в архитектуре и живописи св. софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей византийского искусства3.
в ранней византии и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 апостолов в константинополе, храм св. димитрия в салониках. особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. виталия в равенне.
памятников светского искусства византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени . но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. и в наше время поражают величием крепостные стены и башни константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. при юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. турки после завоевания константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее
«тысяча и одна колонна». она до сих пор восхищает жителей. еще в iv-v вв. константинополь - новый рим украсился дворцами императоров и домами знати.
обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из дельф, египетский обелиск тутмоса и бронзовые колонны лисиппа.
мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства византии - изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов