Контрольная работа по истории «Россия в 16 в.»
3 вариант
1. Период правления Ивана III:
а) 1462-1505 б) 1533 – 1584 гг. в) 1505 – 1533 гг. г) 1584 – 1598 гг.
2. В 1558 г. произошло
а) создание стрелецких полков в) начало Ливонской войны
б) взятие Астрахани г) присоединение Сибири
3. Соотнесите термин и его объяснение.
А) неофициальное правительство Ивана IV
2) Приказы
Б) центральное сословно-представительное учреждение
3) Избранная рада
В) центральные исполнительные органы управления
4. Какие крестьяне назывались черносошными?
а) лично свободные, трудившиеся на государство в) принадлежавшие лично государю
б) проживающие на землях помещика и вотчинника г) принадлежавшие церкви
5. Прочитайте фрагмент из энциклопедии:
Это – служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием. Изначально набирались из свободного сельского и
городскогонаселения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землёй. Жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. О какой группе населения в нем идет речь?
а) о боярах б) о стрельцах 3) о дворянах 4) о гостях
6. Установите соответствие между датой, реформой и ее содержанием.
А) церковная
Г) введение Посольского, Разрядного, Челобитного, Поместного и др. приказов
2) 1551 г.
Б) налогообложения
Д) установление сохи и тягла
3) 1550 г.
В) центрального управления
Е) принятие сборника документов (Стоглава)
7. Что из названного относится к указу 1581 года?
а) отмена Юрьева дня в) введение заповедных лет
б) введение урочных лет г) подтверждение Юрьева дня и увеличение размера «пожилого»
8. Главный итог правления Ивана III и Василия III:
а) закончился процесс политического объединения русских земель
б) усилилась объединительная роль Москвы
в) произошло ослабление Великого княжества Литовского
9. Укажите три реформы, осуществлённые Избранной радой:
а) принятие закона «Русская Правда»
б) создание стрелецкого войска
в) издание общерусского свода законов «Судебника»
г) введение общерусской монеты
д) отмена приказов
е) отмена кормления и ограничение местничества
10. Выполнить задания по карте:
hello_html_m3636f873.jpg
а) Какой город обозначен цифрой 1
б) Подпишите на карте ханства, которые были присоединены к России, печатными буквами ?
в) Подпишите на карте ханство, в борьбе против которого строились укрепления, прописными буквами?
г) Как назывались линии укреплений?
11. Какой храм был построен в качестве главного собора по образцу одноименного собора во Владимире? Где он расположен?
Объяснение:
Со второй половины XX века население Казахстана активно мигрирует в города. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года доля этнических казахов в городском населении Казахстана составляла 27,1 % (при 40 % в населении республики в целом), большинство же городского населения до 1990 года в республике составляли русские — 50,8 % (1989 год, перепись). Перепись 1999 года показала, что доля казахов в городском населении Казахстана повысилась до относительного большинства (43,1 %), а доля русских заняла второе место (41,1 %). Число уйгуров и казахов горожан росла в несколько раз быстрее числа селян этих национальностей (на 7 % и 9 % соответственно) за счёт активного переселения их в города[5][6]. В 2012 году в городах республики проживало 8,4 миллиона человек. По прогнозам, что в течение следующих 20 лет урбанизация Казахстана увеличится с 56 % до 66 %[7]. Факторы высокой внутренней миграции оказывает нагрузку на социальную сферу городов страны, а также приводит к изменению их национального состава[8]
Города являлись центрами развития культуры: там открывались школы и развивались ремесла, появлялись мастера самых различных специальностей. В города приезжали торговые люди из других земель, византийские мастера. Каменное строительство, прежде всего церквей, начиналось в городах. Здесь же писались летописи. Грамотность горожан, в основном ремесленников, была выше, чем грамотность сельских жителей. Высокий уровень грамотности горожан подтверждается многими археологическими находками. Берестяные грамоты в большом количестве находят при раскопках Новгорода. На них новгородцы писали друг другу письма, делали хозяйственные заметки, учились писать. Надписи на различных предметах делали ремесленники, девушки подписывали свои веретена. На стенах церквей остались автографы и записи о событиях.