Контрольная работа по истории «Россия в XIII-XV веках»
1. Расположите события в хронологическом порядке:
1.1
1) ликвидация независимости Новгорода
2) бунт новгородцев против «численников»
3) подавление восстания в Твери Иваном Калитой
4) получение Ярославом Всеволодовичем первого ярлыка на великое княжение
1.2.
1) разгром ордынского войска русскими войсками у реки Вожи
2) разгром шведских рыцарей Александром Невским в устье Невы
3) ослепление Василия II по приказу Дмитрия Шемяки
4) сожжение Москвы ханом Тохтамышем
1.3
1) прекращение выплаты дани Орде Дмитрием Донским
2) битва на реке Калке
3) присоединение Твери к Московскому княжеству
4) феодальная война между Василием II и Юрием Дмитриевичем Звенигородским
2. Запишите термин, о котором идет речь.
2.1. Система собственности на землю, при которой великому князю принадлежала земля и делилась она на уделы, принадлежавшие его сыновьям
2.2. государственная должность в Псковской и Новгородской республике, которая позволяла руководить деятельностью всех должностных лиц, вечевым собранием, боярским советом
2.3 Так называлась дань, которую платили русские земли Золотой Орде
3. Какие из перечисленных событий произошли в период княжения Дмитрия Донского? Выберите два события
1) Невская битва
2) разгром русскими войсками войск темника Мамая
3)стояние на реке Угре
4) получение права на сбор ордынской дани
5) благословение князя Сергием Радонежским на битву с ордынским войском
4. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.
4.1. Назовите князя, который возглавил русское войско в битве, изображенной на этой иллюстрации.
4.2. Назовите военного противника русского князя.
4.3. Назовите последствие этого сражения.
5. Ниже приведены имена исторических личностей. Все они, за исключением одного, являются чингизидами. Найдите номер исторической личности, который выпадает из ряда.
1) Батый
2) Угедей
3) Мамай
4) Тохтамыш
5) Ахмат
6. Работа с картой
6.1. Назовите событие, которое указано на карте.
6.2. Укажите последствия этого события.
7. Как назывались ордынские сборщики дани в XIII веке:
1) численники
2) наместники
3) баскаки
4) тевтонцы
8. Чьи права ущемлял Юрьев день:
1) бояр
2) дворян
3) купцов
4) крестьян
Князь поддерживал принцип наемной армии, армии по западному образцу. Наемная армия, или армия тех, кто служит по контракту, при этом люди принимают решение служить добровольно. Наемники обычно хорошо вооруженные и хорошо обученные,они служат тем,кто имеет власть в стране. Также существует принудительное привлечение на службу без желания самого человека. В такой армии ее члены нацелены защищать страну от внешнего врага, они чувствуют связь себя и своей Родины, но зв время их службы за короткое время невозможно обучить солдат навыкам ведения боя и военных действий. В тоже время наемники обеспокоены больше своими доходами, чем результатом сражения, могут быть трусливыми, не обладать высокими моральными принципами, иметь убеждения защищать других людей. Моим мнением будет такое, что у обоих принципов комплектования армии есть достоинства и недостатки, значит надо формировать армию , используя оба принципа ее формирования.Таким образом, мы получим бое армию, соединяющую высокий моральный дух и стремление защищать принудительной армии и с высокими военными качествами наемной армии.Сам князь считал, что формировать армию нужно из дворян, а крестьян не привлекать к военной службе, потому что они не умеют воевать, и брать на службу обученных солдат.
Во время крещения далеко не все жители края изъявляли желание принять новую веру. Как сообщают Н. А. Абрамов, а вслед за ним А. И. Сулоцкий: «около ста человек жителей Малого Атлыма, по предварительному убеждению шамана своего Полемхи, выехали с ним навстречу схимнику и все 6 августа охотно крестились, кроме тридцати человек, которые заранее убежали за Обдорск, в Воксарковы юрты и там поселились»[11]. В 1714 г. последовали примеру своих соседей и другие югорские князья: Подгородной волости — Никифор Еуров, Казымской — Дмитрий Юзорин, Куноватской — Игорь Данилов, Ляпинской – Матвей Шекшин, Сосьвинской — Петра Османов. Пожелал перейти в христианскую веру и Обдорский князь Тайша Гындин, но, как показали дальнейшие события, крещение он принял с единственной целью, — показать свою лояльность властям, а на деле оказывал всяческое сопротивление не только миссионерам, но и силой побуждал соседних князей отказаться от принятия христианства. Вслед за тем и многие их подданные по словам очевидцев «принимали крещение без сопротивления»[12]. В 1715 г. православные миссионеры побывали на реке Конде, где местный старейшина Нахрач Евплаев принял крещение и его примеру последовали все соплеменники.. В 1716-1718 гг. были предприняты экспедиции к сургутским остякам а так же в Нарымский и Кетский уезды, Мангазею и в Восточную Сибирь; а в 1719 г. в районы Томска, Енисейска, Туруханска и Иркутска.
Кроме крещения миссионерами одновременно велось уничтожение различных культовых атрибутов, так называемых «идолов и «шайтанов», служащих культовыми предметами поклонения. Участвовали в этом предприятии кроме самого митрополита и рядовые священники, «которые данное им поручение исполнили с успехом: крестили множество и истребили всех идолов, каких только нашли»[13].
Для «утверждения» вновь окрещенных в православии митрополитом в Березовском крае были оставлены священники игумен Гедеон и иеромонах Зиновий, в Сургутском округе — иеродиакон Никодим, в Пелымкском – священник Михаил Степанов. А «для надзирания и смотрения тамошняго ведомства над ясашными людьми» митрополит назначил Григория Новицкого и православного шведа Карпа Андреева[14]. С целью ограждения крещеных аборигенов от самоуправства наезжавших к ним русских казаков и купцов, Филофей (Лещинский) через Св. Синод настаивал на принятии указа «по защите инородцев», который был утвержден Сенатом в 1726 г. Согласно ему, «запрещалось притеснять инородцев», покупать их в рабство, продавать им алкогольные напитки, но положительных результатов он не дал, поскольку исполнение его легло на плечи региональных властей, в чем они не были заинтересованы.[15].
К 1717 г. большая часть аборигенного населения Березовского края была окрещена[16]. Своеобразной границей оказался Обдорск, где в тундровой зоне остались «кочующие инородцы» не пожелавшие принимать православную веру