Контрольная работа по теме « Русское государство в XVII веке»
1. Царь Алексей Михайлович правил
1) с 1613 по 1645 гг
2) с 1645 по 1676 гг.
3) с 1676 по 1682 гг.
2. Боярская дума была:
1) совещательным и распорядительным органом при царе
2) законодательным органом власти
3) центральным органом исполнительной власти
4) небольшим кругом доверенных лиц царя
3.Требования ввести неограниченный срок розыска беглых крестьян в первой половине XVII века выдвигали
1) дворяне 2) государственные крестьяне 3) вотчинники 4) жители посада
4. В Соборном уложении 1649 г.
1) подтверждался указ об «урочных летах»
2) восстанавливался Юрьев день
3) увеличивался срок розыска беглых крестьян до 15 лет.
4) закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян.
5. Вставьте вместо пропусков
Органы государственной власти в XVII в.
Царь
Боярская дума
Приказы
6. Установите соответствие:
А. владельческие крестьяне
1.лично свободные крестьяне, несшие государственные повинности
Б. барщина
2.повинность крестьян, обязанных отдавать помещику определённое количество продуктов или денег
В. черносошные крестьяне
3. работа зависимого крестьянина на поле или в хозяйстве помещика
Г. оброк
4. крестьяне, находившиеся во владении частных лиц или организаций
Запишите ответы в таблицу:
А
Б
В
Г
7. Какой исторический термин относится к характеристике XVII в.?
1) «мрачное семилетие» 2) «бунташный век»
3) «эпоха дворцовых переворотов» 4) «эпоха Великих реформ»
8. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?
1) бироновщина
2) Смута
3) пугачёвщина
4) церковный раскол
9. Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и определите, о каком историческом деятеле идет речь.
«Вступая на патриарший престол, он связал боярское правительство и народ торжественною клятвой дать ему волю устроить церковные дела, получил своего рода церковную диктатуру. Он начал с того, что своею властью без собораразослал по церквам указ, сколько следует класть земных поклонов...причем подписывал также креститься тремя персами».
1) Аввакум 2 ) Ордин - Нащокин 3) Никон 4) Симеон Полоцкий
10. В результате церковной реформы
1) появились монастыри
2) отменено местничество
3) введено патриаршество
4) введены новые церковные обряды
11. Какое событие из перечисленных связано с именами Аввакума и боярыни Морозовой?
1) создание Соборного Уложения
2) появление старообрядчества
3) разработка новых церковных обрядов
4) основание Соловецкого монастыря
12. Самое крупное выступление XVII в.:
а) восстание под предводительством Василия Уса
б) Соляной бунт
в) Медный бунт
г) восстание под предводительством Степана Разина
13. В каком году произошел Соляной бунт?
1) 1606 г. 2) 1648 г. 3) 1662 г. 4) 1682 г.
14. Что было одним из результатов Соляного бунта?
1) созыв первого Земского собора
2) крестоцеловальная запись царя о преследовании только через суд
3) ускоренная подготовка нового свода законов
4) смена царствующего монарха
15. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:
1) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии
2) кризису финансов страны и отмене медных денег
3) увеличению доходов казны
4) росту налогов и крестьянскому восстанию
16. В каком году произошел Медный бунт?
1) 1606 г. 2) 1642 г. 3) 1662 г. 4) 1687 г.
17. Прочитайте отрывок из документа и укажите, в каком году происходили описанные в нем события.
«И как он... Стенька Разин, пришел к Астрахани и приступал к Астрахани 2 дни, и астраханские де, государи, стрельцы своровали, тебе, великому государю, изменили и ...Астрахань ему... Стеньке Разину, сдали, и ворота ему...отворили...»
1) 1648 г. 2) 1649 г. 3) 1662 г. 4) 1670 г.
18. Дайте определение понятий, начиная с самого понятия:
1) старообрядцы
2) Земский собор
3) зипун
4) абсолютизм
19. Запишите имена из параграфов темы и укажите, чем они известны в истории:
1) Никон
2) Степан Разин
3) Аввакум
20. Как назывались представители центра на местах в XVII в.?
1) губные старосты
2) земские старосты
3) губернаторы
4) воеводы
Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.
Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.
Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного) , в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.
Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.
Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась магия, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.
Постепенно древние люди, с естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство. Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих человека. Это говорит о духовном росте древних людей, ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.
Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.
1. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях- "Поучение Владимира Невского";
2. Повесть - повествует о важных исторических событиях- "Повесть о Мамаевом побоище";
3. Хождение - даётся информация о далёких путешествиях - "Хожение за три моря";
4. Житие - описание духовных подвигов и добрых дел святых-"Житие Александра Невского";
5. Летопись - повествование событий исторической важности , расположена " по летам " (в хронологическом событии) - "Повесть временных лет";
6. Слово - образец творческого красноречия - "Слово о полку Игореве".