Традиционное общество 1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков 2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития 3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею 4. Основа экономической системы — общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности 5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы 6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует 7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней 8. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Индустриальное общество 1. История движется неравномерно, «скачками» , разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов 2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев 3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее 4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое 5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны 6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество 7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности 8. Важнейшими социальными ценностями признаны и готовность к изменениям, новациям
В Западной Европе в 11-14 века развернулась жестокая борьба за власть между церковью, феодалами и монархами. Церковь самым активным образом вмешивалась в политическую жизнь стран, запрещала светским властям утверждать выборы высшего духовенства (аббатов, епископов). С другой стороны, феодалы взимали налоги с горожан, каждый устанавливал удобные и выгодные для него законы. На этом фоне горожане стали все больше поддерживать власть короля, поскольку с одной стороны, было выгоднее платить налоги в королевскую казну, нежели самодурам-феодалам, а с другой и король и горожане стремились к об'единению городов и усилению королевской власти, что в итоге и привело к их об'единению и созданию государств. Что касается России, русская церковь напротив, сыграла весьма значительную роль в 12-16 веках по об'единению Русского государства.