КОРОТКО ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ ТАМ Тема: "Повесть временных лет".
Цель: рассказать учащимся о возникновении древнерусской литературы, её жанрах,
показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений
древнерусской литературы на примере летописного рассказа.
План урока
1. Что такое «Повесть временных лет».
2. «Повесть временных лет» и ее редакции.
Ход урока
Проверка Д/З
Изучение новой темы
Что такое «Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» занимает в истории
русского общественного самосознания и истории
русской литературы особое место. Это не только
древнейший из дошедших до нас летописных
сводов, повествующий о возникновении
Русского государства и первых веках его
истории, но одновременно и важнейший
памятник историографии, в котором отразились
представления древнерусских книжников начала XII в. о месте русичей среди других
славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и
происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как
бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики. «Повесть
временных лет» вводит своих читателей в самую гущу актуальных для того времени
политических, военных, идеологических проблем.
«Повесть временных лет» и ее редакции
В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет -
пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории
Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение
скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о
княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи - монах Киево-Печерского
монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась. В первой
редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего
киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский
престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом
Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из
окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст
Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции
Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе
Лаврент
О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.[1] Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Крещение Руси широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.
"Основой религии древних тюрков было поклонение Небу (Тенгри) и Земле (Земле-Воде, Йер-Суб). В этой паре божественных сил основным было Небо. Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались "небоподобными и на Небе рожденными"... По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения... Следующим по значению было женское божество Умай — покровительница домашнего очага и детей».
Образ Умай тесно связан также с культом огня, т. к. древние тюрки верили в чудодейственную очищающую силу огня и именовали ее "от ана" —. "мать огонь". Так, византийский посол Земарх «лишь после очищения был допущен к тюрскому хану".
Окружающий мир, земля, вода, горы, как считали древнетюркские племена (огузы, кимаки, карлуки), населены духами, задабривая которых, им приносили жертвы.
Древние тюрки видели мироздание в четырехугольном измерении — "торт булун", т. е. "четыре стороны света", называемые "ильгеру" (восток), "курийа" (запад или назад), "берийе" (середина дня — юг), "йырайа" (середина ночи - север). Многочисленность своего народа и обширность своих владений Бильге-каган в эпосе "Кюль-тегин" описывает так:
Вперед - на восходе солнца,
Справа - середина дня,
Назад - на заходе солнца,
Слева - середина ночи,
Все эти народы подчинялись мне.
А в эпосе "Огузнаме" могучий богатырь тюркоязычных народов полководец Огуз-каган нарек своих детей именами: Аи (месяц, луна), Кун (солнце, светило), Жулдыз (звезда, планета), Кок (голубое, небо), Тау (гора), Тениз (море), что также свидетельствует о поклонении силам природы.
Во время военных походов во главе многотысячного войска Огуз-батыра, указывая путь, шел Кокжал-бори -матерый волк. Древние тюрки почитали и преклонялись волку, он считался священным тотемным животным. Ему приносили жертвы, изображение Волка украшало племенные, государственные флаги и знамена.
Мироздание по зороастрийской религии состоит из двух противоположных начал: силы добра и силы зла, царства света и царства тьмы. Между этими двумя началами идет вечная непримиримая борьба.
В домусульманских верованиях заметное место занимали традиции шаманизма, реликты которого обнаруживались до недавних времен у современных тюркоя-зычных народов. Также был развит культ предков, поклонение аруахам (духам).
Наряду с собственными религиозными верованиями среди тюркоязычных племен, населявших территорию Казахстана и Средней Азии, были широко распространены и другие мировые религии: христианство, манихейство, буддизм. Последнее было особенно популярно среди аристократов и тюркской знати эпохи каганата.
В результате экспансии арабов с конца IX века началась насильственная исламизация тюркоязычного населения Казахстана и Средней Азии. Ислам стал проникать во все сферы общественно-политической и культурной жизни: язык, литературу, письменность, политику и государственное управление. Но процесс исламизации был неравномерен на обширной территории Казахстана: влияние его было интенсивно лишь на юге, в других же регионах ислам укреплял свои позиции, как известно, медленнее. Таким образом, на протяжении столетий в результате взаимодействия двух религий - домусульманского верования и ислама - происходил их синтез, взаимообогащение и взаимовлияние, отразившиеся на культурных, литературных традициях как казахов, так и других родственных тюркоязычных народов.
2.ислам христианство шуфизм, буддизм ,зороостризм,иудаиз