Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. в качестве жилищ использовали пещеры. в те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины. в период среднего палеолита первобытные люди начинают сами строить жилища. они сооружали их из огромных костей, черепов и бивней мамонтов, веток, а сверху накрывали шкурами животных. археологи доказали, что такие жилища существовали долгое время и разделялись на зимние и летние. люди жили поселениями по 25 - 70 человек. орудия труда стали намного сложнее: появились скребки для обработки шкур, резцы для раскроя шкур и обработки кости и дерева, сверла, наконечники для оружия, шила, иглы из костей. самым важным достижением людей в этот период стало овладение огнем. его добывали высеканием искры из кремня или трением сухих палочек. научившись разводить костер, люди защищали себя от холода и хищных зверей. основной пищей было мясо животных, добытое на охоте. поэтому численность людей зависела от количества диких животных, проживавших на определенной территории. средний возраст человека того времени составлял 20 - 23 года. ученые подсчитали, что население украины в то время насчитывало 3-6 тысяч человек. первые религиозные представления и верования появляются в период среднего палеолита. это подтверждается находками в крыму, где обнаружены первые погребения людей по сложному ритуалу. человек начинает задумываться над окружавшими его природными явлениями, старается понять их суть и как-то повлиять на них. в позднем палеолите религиозные верования усложняются. известно, что перед охотой люди совершали магические действия и заклинания. они изображали животное на земле или стене пещеры и кололи изображения копьями или стрелами. по их представлениям, это должно было принести удачу во время охоты. древние люди верили, что каждое живое существо и многое из окружающего мира (гора, река, лес) имеет своего двойника - духа или душу, и старались задобрить их жертвами-подарками. к древнейшим верованиям относится также представление людей о том, что их род ведет свое начало от животного-предка (волка, медведя, ворона, орла или др.) . таких животных обожествляли, их запрещалось убивать или употреблять в пищу. они считались покровителями членов рода. в эпоху среднего палеолита начинается зарождение искусства. археологи находят кости с резным орнаментом, изображения животных и людей, выполненные чаще всего черной и красной краской. во времена позднего палеолита искусство усложняется. на поселении молодовое над днестром найдены высеченные на лопатке мамонта изображения людей и животных. костяные браслеты и человекоподобные фигурки со сложным орнаментом найдены при раскопках стоянки в мезино, на черниговщине. археологические находки говорят нам о существовании в то время музыкального искусства. найдены костяные флейты, особое культовое сооружение для осуществления обрядов, сопровождавшихся музыкой, набор первобытных музыкальных инструментов.
Вестфальская система международных отношений была создана после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году и просуществовала до Великой Французской революции 1789 года. Этой системе присуща идея баланса сил. Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета» , когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Основные принципы Вестфальской системы международных отношений: - приоритет национального интереса - принцип баланса сил - приоритет государств - наций Геополитическая эпоха, начало которой положила Вестфальская система международных отношений, отражала новые – по сравнению со средневековьем реалии. Великие географические открытия не только изменили представления европейцев о мире, но и превратили европейскую историю в мировую: появляются колонии и начинается борьба за раздел мира. В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом нуги (Франция, Англия, Испания, Швеция) , и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться но естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный. Эти принципы сформировали глобальное геополитическое поле, в рамках которого проходила борьба главных центров силы на протяжении 150 лет – до тех пор, пока устоявшаяся система мировой политики не была взорвана Французской революцией и последовавшей за ней Наполеоновской военной эпопеей. В рамках этого поля, конечно, беспрестанно происходили различные изменения, но все они носили внутрисистемный характер. Так, с течением времени укрепили свои позиции Англия и Франция. Постепенно пришли в упадок первые колониальные державы – Испания и Португалия. После поражения и Северной войне закатилась звезда Швеции. Медленно, но верно усиливалась Пруссия, добившаяся к концу XVII века существенной роли в мировой политике. Раздираемая внутренними противоречиями, угасла Польша. Наконец, к концу XVIII века важнейшим центром силы и полноправной мировой державой стала Россия. Между тем, к XVII столетию в Европе сформировалась и окрепла новая социальная сила – буржуазия, начавшая предъявлять свои претензии на власть. Французская революция взорвала социальный порядок в крупнейшей европейской державе, а вместе с ним и все прежнее мироустройство. История королей окончательно превратилась в историю народов. Франция, ведомая Наполеоном Бонапартом, попыталась установить мировую гегемонию. Начиная с 1648 года, Вестфальская система международных отношений претерпела шесть модификаций, каждая из которых была результатом крупных военных потрясений. После Тридцатилетней войны первым из таких потрясений, гораздо более масштабным и кровопролитным, стали наполеоновские войны. Они завершились разгромом Наполеона коалицией европейских держав при доминирующей роли Российской империи, которая внесла основной вклад в победу коалиции. Венский конгресс 1815 года закрепил очередной передел мира и образовал «Священный Союз» при фактическом лидерстве России. В 1830 году Союз развалился — не в последнюю очередь в результате антирусских интриг Австрии и Англии. Следующим потрясением Вестфальского мирового порядка стала Крымская война 1854-56 гг. , закончившаяся поражением России и Парижским конгрессом 1856 года.
Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:
- приоритет национального интереса
- принцип баланса сил
- приоритет государств - наций
Геополитическая эпоха, начало которой положила Вестфальская система международных отношений, отражала новые – по сравнению со средневековьем реалии. Великие географические открытия не только изменили представления европейцев о мире, но и превратили европейскую историю в мировую: появляются колонии и начинается борьба за раздел мира.
В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом нуги (Франция, Англия, Испания, Швеция) , и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться но естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.
Эти принципы сформировали глобальное геополитическое поле, в рамках которого проходила борьба главных центров силы на протяжении 150 лет – до тех пор, пока устоявшаяся система мировой политики не была взорвана Французской революцией и последовавшей за ней Наполеоновской военной эпопеей. В рамках этого поля, конечно, беспрестанно происходили различные изменения, но все они носили внутрисистемный характер. Так, с течением времени укрепили свои позиции Англия и Франция. Постепенно пришли в упадок первые колониальные державы – Испания и Португалия. После поражения и Северной войне закатилась звезда Швеции. Медленно, но верно усиливалась Пруссия, добившаяся к концу XVII века существенной роли в мировой политике. Раздираемая внутренними противоречиями, угасла Польша. Наконец, к концу XVIII века важнейшим центром силы и полноправной мировой державой стала Россия. Между тем, к XVII столетию в Европе сформировалась и окрепла новая социальная сила – буржуазия, начавшая предъявлять свои претензии на власть. Французская революция взорвала социальный порядок в крупнейшей европейской державе, а вместе с ним и все прежнее мироустройство. История королей окончательно превратилась в историю народов. Франция, ведомая Наполеоном Бонапартом, попыталась установить мировую гегемонию.
Начиная с 1648 года, Вестфальская система международных отношений претерпела шесть модификаций, каждая из которых была результатом крупных военных потрясений. После Тридцатилетней войны первым из таких потрясений, гораздо более масштабным и кровопролитным, стали наполеоновские войны. Они завершились разгромом Наполеона коалицией европейских держав при доминирующей роли Российской империи, которая внесла основной вклад в победу коалиции. Венский конгресс 1815 года закрепил очередной передел мира и образовал «Священный Союз» при фактическом лидерстве России. В 1830 году Союз развалился — не в последнюю очередь в результате антирусских интриг Австрии и Англии.
Следующим потрясением Вестфальского мирового порядка стала Крымская война 1854-56 гг. , закончившаяся поражением России и Парижским конгрессом 1856 года.