Уйсуни – кочевое племя, которое обитало на территории Синьцзяна. Нет четких данных по поводу их происхождения. То ли уйсуни были индоиранского происхождения, то ли тюркского. В эпоху гуннов они переселились в Семиречье, это было во 2 веке до нашей эры.
Считается, что уйсуни отличались от всех внешне. Занимались они кочевым скотоводством, в основном, разводили лошадей.
У них было социальное неравенство, которое проявляется в следующем:
• Общественное устройство уйсуни включало такие элементы, как гуньмо (глава государства), беки (племенная и родовая знать), дружинники, жрецы, рядовые скотоводы и земледельцы.
• У уйсуни была частная собственность, которая распространялась на скот и землю.
• Все лучшие пастбища автоматически переходили богатым.
• Если в собственности человека находилось 4 или 5 000 лошадей, он считался самым богатым.
• Социальное неравенство также выражалось в тамгах, которой метили лошадей. Глиняные тамги – символ простолюдинов, золотые – знати.
• Даже погребальный курган отличался в зависимости от положения – больший курган был у людей, занимавших более высокое социальное положение.
• У уйсуни было рабство, которое распространялось в домашнем хозяйстве, то есть среди оседлой части уйсуни.
Манглай-Субе (дулат. «Передовая часть» или «Южная сторона», в переводе Мирзы Мухаммада Хайдара — «Солнечная сторона») — территориально-политическое образование, включавшее южную часть Могулистана с городами Кашгар, Яркенд, Хотан, Касан, Андижан, Аксу и др., то есть юго-запад Семиречья вместе с областями Восточного Туркестана от Ферганы до Кучи и Черчена. По отношению к данной территории в литературе часто используется термин Кашгария. Область Манглай Субе возникла в 1-й половине XIII века в качестве удела , по утверждению Мирзы Мухаммада Хайдара, ханом Чагатаем племени дулат.
Первым правителем Манглай-Субе, очевидно, был дулатский амир Уртубу (Урту-Бораку), получивший от Чагатая семь феодальных привилегий (барабан, знамя тумена (туман туг), право являться с оружием в ханское собрание, место во главе ханского дивана и др.). Его потомки, Уртубиды, играли ведущую роль в данном регионе вплоть до 1533 года, когда Туглуктимуриды, возведенные ими на престол Могулистана, окончательно освободились от их опеки.
К 1347 году дулатская знать во главе с амиром Пуладчи (Буладжи), внуком амира Уртубу, воспользовавшись ослаблением ханской власти и междоусобицами в Чагатайском улусе, решила создать на территории Манглай-Субе полностью независимое государство. Для этих целей Пуладчи (Буладжи) отыскал в Кульджинскм крае оглана-чагатаида Туглук-Тимура, привез его в 1347/1348 году в Аксу и провозгласил ханом независимого ханства Могулистан. При этом Пуладчи (Буладжи) получил сан улусбеги — высшую административно-распорядительную должность в новом государстве, находясь на которой, он фактически управлял ханством. Его сын улусбеги амир Худайдад (1360—1366, 1390—1425 гг.) продолжал фактически управлять Могулистаном, возводя на престол ханов-туглуктимуридов — за время своего правления он «создал» шестерых ханов (от Хизр-Ходжа-хана до Султан-Увайс-хана).
Однако усиление ханской власти после ухода в Мекку амира Худайдада вскоре привело к противостоянию между ханом и дулатскими амирами. К 1481 г. территория Манглай-Субе фактически отделилась от ханства Могулистан во главе с Уртубидом амиром Аба Бакром бин Саниз-мирзой, который дважды нанес поражение войскам Йунус-хана. Независимость Манглай-Субе продолжалась вплоть до 1514 года, когда Туглуктимурид Султан-Саид-хан, разбив силы амира Аба Бакра бин Саниз-мирзы, завоевал всю территорию дулатов и основал на ней государство Мамлакат-и Моголийе (Могулия) с центром в г. Яркенд. В 1533 г. после смерти Султан-Саид-хана его сын и наследник Абд ар-Рашид-хан I полностью отстранил дулатскую знать от управления данной территорией, казнив одних (прежде всего амира Сайида Мухаммад-мирзу) и изгнав других (в частности, историка Мирзу Мухаммада Хайдара)
Уйсуни – кочевое племя, которое обитало на территории Синьцзяна. Нет четких данных по поводу их происхождения. То ли уйсуни были индоиранского происхождения, то ли тюркского. В эпоху гуннов они переселились в Семиречье, это было во 2 веке до нашей эры.
Считается, что уйсуни отличались от всех внешне. Занимались они кочевым скотоводством, в основном, разводили лошадей.
У них было социальное неравенство, которое проявляется в следующем:
• Общественное устройство уйсуни включало такие элементы, как гуньмо (глава государства), беки (племенная и родовая знать), дружинники, жрецы, рядовые скотоводы и земледельцы.
• У уйсуни была частная собственность, которая распространялась на скот и землю.
• Все лучшие пастбища автоматически переходили богатым.
• Если в собственности человека находилось 4 или 5 000 лошадей, он считался самым богатым.
• Социальное неравенство также выражалось в тамгах, которой метили лошадей. Глиняные тамги – символ простолюдинов, золотые – знати.
• Даже погребальный курган отличался в зависимости от положения – больший курган был у людей, занимавших более высокое социальное положение.
• У уйсуни было рабство, которое распространялось в домашнем хозяйстве, то есть среди оседлой части уйсуни.
Манглай-Субе (дулат. «Передовая часть» или «Южная сторона», в переводе Мирзы Мухаммада Хайдара — «Солнечная сторона») — территориально-политическое образование, включавшее южную часть Могулистана с городами Кашгар, Яркенд, Хотан, Касан, Андижан, Аксу и др., то есть юго-запад Семиречья вместе с областями Восточного Туркестана от Ферганы до Кучи и Черчена. По отношению к данной территории в литературе часто используется термин Кашгария. Область Манглай Субе возникла в 1-й половине XIII века в качестве удела , по утверждению Мирзы Мухаммада Хайдара, ханом Чагатаем племени дулат.
Первым правителем Манглай-Субе, очевидно, был дулатский амир Уртубу (Урту-Бораку), получивший от Чагатая семь феодальных привилегий (барабан, знамя тумена (туман туг), право являться с оружием в ханское собрание, место во главе ханского дивана и др.). Его потомки, Уртубиды, играли ведущую роль в данном регионе вплоть до 1533 года, когда Туглуктимуриды, возведенные ими на престол Могулистана, окончательно освободились от их опеки.
К 1347 году дулатская знать во главе с амиром Пуладчи (Буладжи), внуком амира Уртубу, воспользовавшись ослаблением ханской власти и междоусобицами в Чагатайском улусе, решила создать на территории Манглай-Субе полностью независимое государство. Для этих целей Пуладчи (Буладжи) отыскал в Кульджинскм крае оглана-чагатаида Туглук-Тимура, привез его в 1347/1348 году в Аксу и провозгласил ханом независимого ханства Могулистан. При этом Пуладчи (Буладжи) получил сан улусбеги — высшую административно-распорядительную должность в новом государстве, находясь на которой, он фактически управлял ханством. Его сын улусбеги амир Худайдад (1360—1366, 1390—1425 гг.) продолжал фактически управлять Могулистаном, возводя на престол ханов-туглуктимуридов — за время своего правления он «создал» шестерых ханов (от Хизр-Ходжа-хана до Султан-Увайс-хана).
Однако усиление ханской власти после ухода в Мекку амира Худайдада вскоре привело к противостоянию между ханом и дулатскими амирами. К 1481 г. территория Манглай-Субе фактически отделилась от ханства Могулистан во главе с Уртубидом амиром Аба Бакром бин Саниз-мирзой, который дважды нанес поражение войскам Йунус-хана. Независимость Манглай-Субе продолжалась вплоть до 1514 года, когда Туглуктимурид Султан-Саид-хан, разбив силы амира Аба Бакра бин Саниз-мирзы, завоевал всю территорию дулатов и основал на ней государство Мамлакат-и Моголийе (Могулия) с центром в г. Яркенд. В 1533 г. после смерти Султан-Саид-хана его сын и наследник Абд ар-Рашид-хан I полностью отстранил дулатскую знать от управления данной территорией, казнив одних (прежде всего амира Сайида Мухаммад-мирзу) и изгнав других (в частности, историка Мирзу Мухаммада Хайдара)
Объяснение: