Первым важным решением ивана iv стало принятие в 1547 г. царского титула. это должно было подчеркнуть божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной римской империи, византийскими правителями прошлого. в то же время при иване iv началось формирование институтов сословно-представительной монархии. к этому времени оформились основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. в борьбе с боярской оппозицией молодой царь мог рассчитывать лишь на дворянство, которое несло административную, военную, дипломатическую службу и получало за это земли и деньги из казны. в 1549 г. иван iv созвал первый в россии земский собор - совещательный орган из представителей родовой аристократии, дворян, духовенства, купцов, посадских людей, черносошных крестьян. было объявлено о подготовке реформ. в их разработке царь опирался на круг близких ему людей, получивший название избранной рады. в ее состав входили князь андрей курбский, дворянин алексей адашев, митрополит макарий, протопоп сильвестр и др. принятый в 1550 г. новый свод законов судебник - еще более укрепил царскую власть. были сохранены прежние сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому (привязанные к юрьеву дню) , увеличена плата за «пожилое» . закреплялось особое положение дворянства как опоры царской власти. вместо традиционного ополчения создавалось регулярное, . стрелецкое войско, которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, торговлей. был определен статус особых органов государственной власти - приказов, ведавших конкретными функциями (посольский приказ отвечал за контакты с иностранными державами, разбойный - за порядок и безопасность, челобитный - принимал жалобы, поступавшие на имя царя, и проверял их и т. п. ) . вскоре было ограничено местничество (система занятия должностей в государстве в зависимости от родовитости и служебного статуса предков, а не от личных способностей) . содержание наместников и их аппарата за счет местного населения (кормление) в 1556 г. было заменено общегосударственным налогом на жалованье чиновникам. была реформирована церковь. на состоявшемся в 1551 г. церковном стоглавом соборе (постановления которого были сведены в сто глав) утвердили общероссийский пантеон святых, церковное землевладение было передано под контроль царя, усилены меры по укреплению нравственности в среде священнослужителей. реформы избранной рады к тому, что в короткий срок в стране заметно вырос авторитет высшей власти. новая система была более эффективной и действенной. все решения, принятые в 1550-е гг. , были направлены на укрепление центральной власти, в основе которой лежала личная власть царя. реформы создавали необходимые условия для решения назревших внешнеполитических .
Органы государственной власти в XVII веке и в Петровское времяВ XVII веке идет процесс укрепления самодержавных институтов по отношению к институтам боярского представительства. В практику входит, что руководители исполнительных органов власти, приказов, отчитываются теперь непосредственно перед царем, а не перед боярами из Думы, сами думские бояре участвуют в работе приказов. Создается Тайный приказ, канцелярия царя, важный орган, вообще неподконтрольный Боярской Думе. Во второй половине XVII века вводятся в практику единоличные законодательные акты Царя, несогласованные с Думой, их число постоянно растет и превышает боярские приговоры-решения более чем в десять раз.Наряду с потерей властных полномочий Думой, теряют свою роль и Земские собрания. Если принятое на Земском соборе 1649 года Соборное Уложение явилось значительным государственным решением, то уже спустя всего четыре года Земские Соборы становятся совещательными органами при Царе, а после вообще их перестают собирать.Исполнительные органы власти – приказы в своем развитии пик расцвета и стали погружаться в пучину бюрократической громостскости. К концу века приказов насчитывалось огромное количество, среди них были как отраслевые, ответственные за какую-либо сферу государственной жизни, так и территориальные, отвечающие за дела территорий. Приказы погрязли в бюрократизме, взятничестве и волоките и превратились в неэффективные органы государственного управления.Петровское время.Отсутствие морских торговых путей и связей с зарубежными государствами к началу XVII века обусловили некоторое отставание Русского государства от других передовых стран того времени. Неэффективная система государственного управления, основанная на боярской думе и системе приказов, не могла решить эту проблему. Реформа государственного аппарата, проведенная Петром Великим, смогла повысить эффективность государственного управления и решить как проблему выхода к морям, так и проблему технического отставания.Реформам подверглись функции всех органов государственной власти:Единоличный орган – царь,Коллективный орган – Дума,Центральные органы исполнительной власти – приказы,Церковь, как орган, частично выполняющий государственные функции,Местные органы власти.Судебные органы