Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.
Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).
Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва
Казачий круг – традиционно у казаков казачий круг служит обозначением любого всенародного собрания. Круги подразделяются на валовые, войсковые, отдельские (окружные), станичные и хуторские.
Обнаружнное в кургане захоронение сарматского воина в золотой одежде произвело фурор в мире археологии. При этом ученым обнаруженное досталось далеко не в изначальном виде – по словам З. Самашева, многие предметы, находившиеся в кургане, были украдены еще в XVII-XIX веках. Несмотря на сильное разграбление, в курганном могильнике на разных уровнях найдено более 300 золотых бляшек ромбовидной, круглой, рамчатой и змеевидной форм. Они являли собой элемент декора парадного мужского кафтана. Все оружие погребенного воина, заколка на волосах, основа жезла были покрыты золотом. Из этого ученые сделали вывод, что это был не простой сармат, а сарматский вождь. По сложившемуся в ходе дебатов и экспертиз мнению, этот «Золотой человек» совмещал несколько «должностей»: он был воином и вождем племени, а также жрецом культа солнца. Это положение вещей – когда верховный правитель являлся одновременно и самым известным бойцом, и самым приближенным к богу, – было стандартным для многих племен и народов.С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Реконструкция наземного сооружения и внутренних конструкций кургана, что сделало возможным дальнейшее изготовление макета, осуществлены по сохранившимся на месте элементам. Архитектура древних таит в себе множество символических значений, что наглядно видно далее.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.
Сама погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями. В ней и были найдены останки мужчины средних лет и несколько обломков костей женщины. Усопшие были похоронены с особыми почестями, в богатом парадном одеянии, головами на юг. Вместе с ними в могилу были положены два коня, останки птицы, стандартный набор оружия древнего воина – меч, кинжал, копье, колчан со стрелами, а также импортный хум, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом и украшенный протомами ушастого грифона.
Обнаруженное ценно не только самим своим открытием, но и отдельными нюансами. В частности, найденный в захоронении Аралтобе меч опровергает существовавшее до сих пор научное мнение о том, что булатная сталь появилась у тюрков в IV веке до нашей эры, а по некоторым высказываниям, даже в VI-VII веках. Теперь есть основания и зримые доказательства того, что технологию булатной стали освоили еще сарматы северо-восточного Прикаспия.
Особый интерес представляют и уцелевший в захоронении Аралтобе скелет беркута и протомы ушастого грифона. Если миновать версию о захоронении их с павшим воином в качестве символа его охотничьей деятельности, то можно обратиться к религиоведению Эти элементы захоронения могут рассматриваться как отражение мифологического представления о священном орле-медиаторе в трех измерениях, по вертикали, пространства в мировоззрении евразийского шаманства (Нижний мир – мир мертвых, Срединный мир – мир живущих и Верхний – мир божеств и духов). В некоторых мифологемах орел выполняет функцию, аналогичную роли Харона, то есть в данном видении переносит души умерших на небеса. Также беркут может быть связан с культом тотема – покровителя рода
С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.
Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.
Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).
Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва
Казачий круг – традиционно у казаков казачий круг служит обозначением любого всенародного собрания. Круги подразделяются на валовые, войсковые, отдельские (окружные), станичные и хуторские.
Обнаружнное в кургане захоронение сарматского воина в золотой одежде произвело фурор в мире археологии. При этом ученым обнаруженное досталось далеко не в изначальном виде – по словам З. Самашева, многие предметы, находившиеся в кургане, были украдены еще в XVII-XIX веках. Несмотря на сильное разграбление, в курганном могильнике на разных уровнях найдено более 300 золотых бляшек ромбовидной, круглой, рамчатой и змеевидной форм. Они являли собой элемент декора парадного мужского кафтана. Все оружие погребенного воина, заколка на волосах, основа жезла были покрыты золотом. Из этого ученые сделали вывод, что это был не простой сармат, а сарматский вождь. По сложившемуся в ходе дебатов и экспертиз мнению, этот «Золотой человек» совмещал несколько «должностей»: он был воином и вождем племени, а также жрецом культа солнца. Это положение вещей – когда верховный правитель являлся одновременно и самым известным бойцом, и самым приближенным к богу, – было стандартным для многих племен и народов.С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Реконструкция наземного сооружения и внутренних конструкций кургана, что сделало возможным дальнейшее изготовление макета, осуществлены по сохранившимся на месте элементам. Архитектура древних таит в себе множество символических значений, что наглядно видно далее.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.
Сама погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями. В ней и были найдены останки мужчины средних лет и несколько обломков костей женщины. Усопшие были похоронены с особыми почестями, в богатом парадном одеянии, головами на юг. Вместе с ними в могилу были положены два коня, останки птицы, стандартный набор оружия древнего воина – меч, кинжал, копье, колчан со стрелами, а также импортный хум, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом и украшенный протомами ушастого грифона.
Обнаруженное ценно не только самим своим открытием, но и отдельными нюансами. В частности, найденный в захоронении Аралтобе меч опровергает существовавшее до сих пор научное мнение о том, что булатная сталь появилась у тюрков в IV веке до нашей эры, а по некоторым высказываниям, даже в VI-VII веках. Теперь есть основания и зримые доказательства того, что технологию булатной стали освоили еще сарматы северо-восточного Прикаспия.
Особый интерес представляют и уцелевший в захоронении Аралтобе скелет беркута и протомы ушастого грифона. Если миновать версию о захоронении их с павшим воином в качестве символа его охотничьей деятельности, то можно обратиться к религиоведению Эти элементы захоронения могут рассматриваться как отражение мифологического представления о священном орле-медиаторе в трех измерениях, по вертикали, пространства в мировоззрении евразийского шаманства (Нижний мир – мир мертвых, Срединный мир – мир живущих и Верхний – мир божеств и духов). В некоторых мифологемах орел выполняет функцию, аналогичную роли Харона, то есть в данном видении переносит души умерших на небеса. Также беркут может быть связан с культом тотема – покровителя рода
С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.