После появления христианства на Руси произошёл ряд изменений внутри страны и в её роли на политической арене.
Русь сблизилась с другими странами, той же Византией, приобрела статус, который зауважал европейские государства. Благодаря этому Русское государство смогло заключать выгодные для себя договора с западными странами, иногда это достигалось с династических браков (что в языческом государстве было мало возможно).
Изменился быт. Стали строиться каменные церкви, появились школы. С Византии на Русь пришли греческие богословские книги, которые надо было кому-то понимать и переводить. Русь начала превращаться в образованное государство.
Исчезло многоженство, отменили жертвоприношения, кровную месть. Ушли в некоторые языческие обряды (а некоторые остались), постепенно жизнь народа стала подчиняться христианским правилам и догмам.
Более точного описания и объяснения верованиям, существовавшим до распространения ислама, христианства, буддизма, иудаизма и т. д. нет. Но в научной литературе они обозначены как языческие культы, шаманизм и тенгрианство.
Как и у других народов, принявших ислам, у казахов он тесно связан с древними традиционными религиозными верованиями, сложившимися за долго до его появления. Мировоззрение казахов-кочевников достаточно стройно и отвечает всем потребностям их носителей, оно утверждает причастность человека к космосу, природе, другим людям. Кочевники-казахи всегда жили по законам гармонии со средой обитания. Их традиционный религиозный комплекс опирался на представлениях о взаимосвязи земного бытия со вселенскими, космическими сферами. В сознании кочевника присутствовало понимание того, что в явлениях природы присутствует вечная и неизъяснимая сила, действующая на человека и оказывающая положительное или отрицательное влияние на его судьбу [1, с.15].
Казахский народ долго сохранял религиозные обряды своих предков. Определяя состояние и степень укорененности ислама в сознании казахов, исследователи называют его народным или бытовым. В связи с этим исследователь Р. М. Мустафина отмечает: «Ислам не вытеснил полностью прежние религиозные представления и практики, но основательно разрушил их. Бытуя в течении длительного времени в условиях ислама, реликты доисламских традиций переплелись с господствующим религиозным мировоззрением, обрели исламскую оболочку и стали нередко восприниматься как элементы нового, исламского мировоззрения» [2, с. 32]. Это означает, что в духовной сфере господствовал синкретизм – сочетание традиционных верований и ислама. И поэтому верования казахов представляют собой своеобразную палитру, состоящую из разнородных компонентов.
1. Смоленск
После появления христианства на Руси произошёл ряд изменений внутри страны и в её роли на политической арене.
Русь сблизилась с другими странами, той же Византией, приобрела статус, который зауважал европейские государства. Благодаря этому Русское государство смогло заключать выгодные для себя договора с западными странами, иногда это достигалось с династических браков (что в языческом государстве было мало возможно).
Изменился быт. Стали строиться каменные церкви, появились школы. С Византии на Русь пришли греческие богословские книги, которые надо было кому-то понимать и переводить. Русь начала превращаться в образованное государство.
Исчезло многоженство, отменили жертвоприношения, кровную месть. Ушли в некоторые языческие обряды (а некоторые остались), постепенно жизнь народа стала подчиняться христианским правилам и догмам.
Более точного описания и объяснения верованиям, существовавшим до распространения ислама, христианства, буддизма, иудаизма и т. д. нет. Но в научной литературе они обозначены как языческие культы, шаманизм и тенгрианство.
Как и у других народов, принявших ислам, у казахов он тесно связан с древними традиционными религиозными верованиями, сложившимися за долго до его появления. Мировоззрение казахов-кочевников достаточно стройно и отвечает всем потребностям их носителей, оно утверждает причастность человека к космосу, природе, другим людям. Кочевники-казахи всегда жили по законам гармонии со средой обитания. Их традиционный религиозный комплекс опирался на представлениях о взаимосвязи земного бытия со вселенскими, космическими сферами. В сознании кочевника присутствовало понимание того, что в явлениях природы присутствует вечная и неизъяснимая сила, действующая на человека и оказывающая положительное или отрицательное влияние на его судьбу [1, с.15].
Казахский народ долго сохранял религиозные обряды своих предков. Определяя состояние и степень укорененности ислама в сознании казахов, исследователи называют его народным или бытовым. В связи с этим исследователь Р. М. Мустафина отмечает: «Ислам не вытеснил полностью прежние религиозные представления и практики, но основательно разрушил их. Бытуя в течении длительного времени в условиях ислама, реликты доисламских традиций переплелись с господствующим религиозным мировоззрением, обрели исламскую оболочку и стали нередко восприниматься как элементы нового, исламского мировоззрения» [2, с. 32]. Это означает, что в духовной сфере господствовал синкретизм – сочетание традиционных верований и ислама. И поэтому верования казахов представляют собой своеобразную палитру, состоящую из разнородных компонентов.