1. После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. Составить общий план преобразования общественно-политического строя России было поручено Сперанскому. Так появился документ под названием "Введение к Уложению государственных законов" (1809), представленный государю. Заслуги его ближайшего советника отмечены не столько крупными теоретическими разработками, сколько попыткой осуществить конституционные идеи на практике. О характере деятельности М.М. Сперанского ярко и точно сказал известный специалист по проблеме истории либерализма в России В.В. Леонтович: "… Сперанский вообще сравнительно мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах"
2. В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов: на местах создаются волостные, окружные и губернские Думы, а в центре – Государственная Дума – высший законодательный представительный орган страны. Законодательная инициатива принадлежит правительству, но никакой новый закон не может быть издан без рассмотрения в Думе; утверждает его император. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, "остается без действия". Государственная Дума осуществляет контроль за исполнительной властью – правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Выдвинутая Сперанским идея Государственной Думы получила реальное воплощение лишь через 100 лет (1906-1917) и возрождена вновь уже в 1993 году.
1. После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. Составить общий план преобразования общественно-политического строя России было поручено Сперанскому. Так появился документ под названием "Введение к Уложению государственных законов" (1809), представленный государю. Заслуги его ближайшего советника отмечены не столько крупными теоретическими разработками, сколько попыткой осуществить конституционные идеи на практике. О характере деятельности М.М. Сперанского ярко и точно сказал известный специалист по проблеме истории либерализма в России В.В. Леонтович: "… Сперанский вообще сравнительно мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах"
2. В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов: на местах создаются волостные, окружные и губернские Думы, а в центре – Государственная Дума – высший законодательный представительный орган страны. Законодательная инициатива принадлежит правительству, но никакой новый закон не может быть издан без рассмотрения в Думе; утверждает его император. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, "остается без действия". Государственная Дума осуществляет контроль за исполнительной властью – правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Выдвинутая Сперанским идея Государственной Думы получила реальное воплощение лишь через 100 лет (1906-1917) и возрождена вновь уже в 1993 году.