После присоединения Сибири к России первые поселения русских создавались именно у кедровников, растущих по берегам рек. Сибирскими жителями было давно замечено, что гибель кедровников влечет за собой упадок соболиного промысла. Мех же соболиный наряду с другой - пушниной («мягкой рухлядью» ) в Древней Руси длительное время заменял денежные знаки и являлся основной статьей дохода царской казны. Оскудение соболиного лова и вызвало первые государственные указы по сохранению лесных богатств и в первую очередь кедровников. В известном царском, Алексея Михайловича (отца Петра Первого) , «Уложении» 1649 года уже содержится несколько пунктов по охране природы. В 1656 году были объявлены заповедными соболиные угодья по многим рекам Северного Зауралья, а в 1683 году Петром Первым подписан указ, запрещавший под страхом смертной казни жечь кедровые леса, «где производится соболиный лов» . По постановлению Советского правительства кедровники считались участками “особо важного значения”. Но с начала 40-х годов для них наступили тяжелые времена. В период Великой Отечественной войны, восполняя лесные ресурсы, оставшиеся на оккупированной территории, начали промышленную рубку кедра. И все-таки, даже после того, как заготовка древесины в стране превысила довоенный объем, его продолжали рубить. Лишь в 1990 г. в результате возмущений ученых и широкой общественности Верховный Совет СССР принял решение о прекращении рубки кедра. Но двадцатилетняя борьба с ведомствами обошлась дорого: пострадал уникальный природный комплекс России, резко сократились наиболее доступные и высокоурожайные леса.
Древний Египет и государства Месопотамии имели много общих черт в развитии, но также и отличительных.
Древние египтяне создали бюрократическую государственную систему, в конечном итоге отразившую их социальную систему. В Месопотамии, при некоторой схожести, все-таки было более разнообразное социальное устройство, приведшее к децентрализованной политической системе.
Археологические свидетельства доказывают, что наиболее очевидные общие черты проявлялись в том, что в обществах Древнего Египта и Месопотамии верили в загробную жизнь, каждая культура имела уникальную письменность и значительно проявила себя в искусствах и науках, повлиявших на культуру всего человечества в будущем.
В Месопотамии в отличие от Египта не было сезонных разливов Тигра и Евфрата, что привело к созданию ирригационной системы. В некоторой степени это объясняет негативное представление о загробной жизни и вообще боги в культурах Месопотамии не являлись идеализированными персонажами. В Египте, расположенном на плодородных почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную рассматривали как гармоничное устройство. Загробная жизнь – самое желанное и священное путешествие для каждого египтянина, готовившегося к нему на протяжении всей жизни.
Шумерийцы, аккадцы, вавилоняне, жившие в государствах Месопотамского региона, полагали, что не стоит разочаровывать богов и религия, таким образом, состояла именно в службе богам, играя, конечно, более важную роль в высших структурах. Священники в месопотамских обществах имели большую важность, чем в Египте.
Возвращаясь к общему, стоит отметить, что и Древний Египет и Месопотамияимели социальную трехчленную иерархическую систему – царь, священники, чиновники. Согласно законам Хаммурапи = свободные землевладельцы, содержащие высшую власть, священников и чиновников; зависимые фермеры и ремесленники; рабы, обычно из военнопленных. Главного священника в Шумере и Аккаде воспринимали также как и царя (лугаль). Священники в Египте, как правило, не участвовали в политической жизни, в отличие от священников в Месопотамии.
В Египте чиновники выбирались из достойных кандидатов, тогда как месопотамских государствах чиновничья должность являлась наследственной.
Несмотря на доминирующую патриархию в Шумере и Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели некоторые права. Они могли владеть землей, торговать, управлять делом, хотя, конечно, воспитание детей являлось главной задачей. С развитием сельского хозяйства, возвышением среднего класса, в конечном счете, они потеряли свои социальные статусы. В любом случае в Египте женщины обладали большими правами, включавшие и собственность и право наследования.
рек. Сибирскими жителями было давно замечено, что гибель кедровников влечет за собой упадок соболиного промысла. Мех же соболиный наряду с другой - пушниной («мягкой рухлядью» ) в Древней Руси длительное время заменял денежные знаки и являлся основной статьей дохода царской казны. Оскудение соболиного лова и вызвало первые государственные указы по сохранению лесных богатств и в первую очередь кедровников. В известном царском, Алексея Михайловича (отца Петра Первого) , «Уложении» 1649 года уже содержится несколько пунктов по охране природы.
В 1656 году были объявлены заповедными соболиные угодья по многим рекам Северного Зауралья,
а в 1683 году Петром Первым подписан указ, запрещавший под страхом смертной казни жечь кедровые леса, «где производится соболиный лов» .
По постановлению Советского правительства кедровники считались участками “особо важного значения”. Но с начала 40-х годов для них наступили тяжелые времена. В период Великой Отечественной войны, восполняя лесные ресурсы, оставшиеся на оккупированной территории, начали промышленную рубку кедра. И все-таки, даже после того, как заготовка древесины в стране превысила довоенный объем, его продолжали рубить.
Лишь в 1990 г. в результате возмущений ученых и широкой общественности Верховный Совет СССР принял решение о прекращении рубки кедра. Но двадцатилетняя борьба с ведомствами обошлась дорого: пострадал уникальный природный комплекс России, резко сократились наиболее доступные и высокоурожайные леса.
Древний Египет и государства Месопотамии имели много общих черт в развитии, но также и отличительных.
Древние египтяне создали бюрократическую государственную систему, в конечном итоге отразившую их социальную систему. В Месопотамии, при некоторой схожести, все-таки было более разнообразное социальное устройство, приведшее к децентрализованной политической системе.
Археологические свидетельства доказывают, что наиболее очевидные общие черты проявлялись в том, что в обществах Древнего Египта и Месопотамии верили в загробную жизнь, каждая культура имела уникальную письменность и значительно проявила себя в искусствах и науках, повлиявших на культуру всего человечества в будущем.
В Месопотамии в отличие от Египта не было сезонных разливов Тигра и Евфрата, что привело к созданию ирригационной системы. В некоторой степени это объясняет негативное представление о загробной жизни и вообще боги в культурах Месопотамии не являлись идеализированными персонажами. В Египте, расположенном на плодородных почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную рассматривали как гармоничное устройство. Загробная жизнь – самое желанное и священное путешествие для каждого египтянина, готовившегося к нему на протяжении всей жизни.
Шумерийцы, аккадцы, вавилоняне, жившие в государствах Месопотамского региона, полагали, что не стоит разочаровывать богов и религия, таким образом, состояла именно в службе богам, играя, конечно, более важную роль в высших структурах. Священники в месопотамских обществах имели большую важность, чем в Египте.
Возвращаясь к общему, стоит отметить, что и Древний Египет и Месопотамияимели социальную трехчленную иерархическую систему – царь, священники, чиновники. Согласно законам Хаммурапи = свободные землевладельцы, содержащие высшую власть, священников и чиновников; зависимые фермеры и ремесленники; рабы, обычно из военнопленных. Главного священника в Шумере и Аккаде воспринимали также как и царя (лугаль). Священники в Египте, как правило, не участвовали в политической жизни, в отличие от священников в Месопотамии.
В Египте чиновники выбирались из достойных кандидатов, тогда как месопотамских государствах чиновничья должность являлась наследственной.
Несмотря на доминирующую патриархию в Шумере и Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели некоторые права. Они могли владеть землей, торговать, управлять делом, хотя, конечно, воспитание детей являлось главной задачей. С развитием сельского хозяйства, возвышением среднего класса, в конечном счете, они потеряли свои социальные статусы. В любом случае в Египте женщины обладали большими правами, включавшие и собственность и право наследования.