Если взять повествования Гомера за исходные, то началось всё на свадебном пиру. Женихом являлся аргонавт Пелей, невестой выступала морская нимфа Федита. На торжество были приглашены все небожители. Обошли вниманием только Эриду – богиню раздора, дочь самой Никты (богиня ночи).Оскорблённое женское самолюбие придумало изощрённую месть. В разгар пира среди гостей появился златокудрый прекрасный юноша. В руках он держал золотой поднос с лежащим на нём спелым румяным яблоком. Юноша обратил на себя внимание присутствующих тогда, когда подошёл к трём гордым красавицам, стоящим в стороне от празднующих и ведущим неторопливую беседу.С поклоном мальчик выставил перед собой поднос и предложил взять яблоко прекраснейшей из женщин. Три богини уставились на аппетитный плод. Одна из них Гера – покровительница брака, посчитав, что спелый фрукт по праву принадлежит ей, протянула руку. Также подумала и Афина – воительница, покровительница знаний и искусства. Её изящная ладонь тоже зависла над яблоком. Не отстала от них и третья из женщин. Ею была Афродита – богиня красоты и любви. Уверенным движением руки она попыталась забрать плод себе.Три ладони столкнулись над спелым фруктом. Все присутствующие замерли, понимая неловкость ситуации. Наступила звенящая тишина. Богини убрали руки, но ни одна из них не выразила желания уступить яблоко двум другим. Женщины решили обратиться к Зевсу – к богу грома и молнии, чтобы уже он вынес решение, кому по праву принадлежит яблоко.Могучий громовержец оказался в затруднительном положении. Дабы выйти из ситуации с честью, он переложил столь щепетильный вопрос на Гермеса – бога торговли и прибыли. Последний же отличался большой ловкостью и сообразительностью в решении разного рода щепетильных дел.Тот не стал брать на себя ответственность, а предложил обратиться к независимому и непредвзятому судье, который сможет объективно и беспристрастно разрешить столь скандальное дело. Таковым бог назвал Париса – сына царя Илиона (ещё одно название Трои) Приама. Парис пас овец в окрестностях Илиона (Трои) и в тот момент, когда богини в сопровождении Гермеса оказались на каменистых землях Малой Азии, отдыхал под деревом.
Как ни удивительно, но свое прозвище Мудрый Ярослав получил не при жизни, а только в 60-е годы XIX века. При жизни его называли Хромцом. Как показывают исследования, у него была перерублена нога, следовательно, он хромал. В ту пору подобный недостаток считался признаком мудрости, ума, провидения, поэтому слово «хромец» в качестве прозвища можно было рассматривать как близкое по значению к слову «мудрый». Так и стали называть Ярослава – Мудрым. Деяния этого князя красноречиво говорят сами за себя. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром является подтверждением этим словам.