Ранция в XVIII веке была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV—XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями — за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству — в течение длительной серии крестьянских войн XIV—XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии (которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа). Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством.
Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, запутанной системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты реформы в политической и экономической областях, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка.
Развитие России в конце 17 – начале 18 века шло по пути абсолютизма.
Если ранее в России существует Боярская дума и сословно-представительная монархия, то в этот период Россия – абсолютная монархия, то есть император обладает всей полнотой верховной власти, осуществляет максимальную централизацию – буквально все вопросы внутренней и внешней политики решает монарх.
Считается, что абсолютизм закрепился после реформ Петра 1.
Однако, предпосылки были еще с Соборного уложения 1649 года.
Например, в конце 17 века Земский собор уже не собирался, и если при Михаиле Романове местничество только ограничивалось, то в 80е годы 17 века местничество уже полностью отменяется, а армия реорганизуется – появляются полки нового строя.
Начиная с 1674 года черносошные крестьяне больше не записываются в дворяне, начинается подворное обложение.
Затем правление Софьи и ее братьев происходит активная внешняя политика, где о заключении Вечного мира с Польшей в 1686 году Софья ни с кем не советуется, что говорят о тенденциях абсолютизма.
А 1696 года и вовсе началось единовластие Петра 1, он проводил только ту политику, которая была удобна исключительно ему, которую только он видел правильной. Он лично проверял дворян после учебы заграницей, он лично участвовал в построении флота, реализацию своих реформ он проверял лично.
Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, запутанной системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты реформы в политической и экономической областях, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка.
Развитие России в конце 17 – начале 18 века шло по пути абсолютизма.
Если ранее в России существует Боярская дума и сословно-представительная монархия, то в этот период Россия – абсолютная монархия, то есть император обладает всей полнотой верховной власти, осуществляет максимальную централизацию – буквально все вопросы внутренней и внешней политики решает монарх.
Считается, что абсолютизм закрепился после реформ Петра 1.
Однако, предпосылки были еще с Соборного уложения 1649 года.
Например, в конце 17 века Земский собор уже не собирался, и если при Михаиле Романове местничество только ограничивалось, то в 80е годы 17 века местничество уже полностью отменяется, а армия реорганизуется – появляются полки нового строя.
Начиная с 1674 года черносошные крестьяне больше не записываются в дворяне, начинается подворное обложение.
Затем правление Софьи и ее братьев происходит активная внешняя политика, где о заключении Вечного мира с Польшей в 1686 году Софья ни с кем не советуется, что говорят о тенденциях абсолютизма.
А 1696 года и вовсе началось единовластие Петра 1, он проводил только ту политику, которая была удобна исключительно ему, которую только он видел правильной. Он лично проверял дворян после учебы заграницей, он лично участвовал в построении флота, реализацию своих реформ он проверял лично.