Первые поселения людей в Верхневолжье относятся к Последнему оледенению[1]. На территории Ивановской области древнейшая найденная стоянка имеет слои палеолита (датировка: 12-13 тысяч лет назад) и находится близ озера Долгого в Клязьминском заказнике на границе Южского и Савинского районов[2][3]. Мезолит представлен бутовской[4] и иеневской культурами. Наибольшей концентрацией мезолитических стоянок отличалось скопление торфяных озёр Комсомольского и Тейковского районов[1][5]. В эпоху неолита поселений стало ещё больше. В Ивановской области известно более сотни неолитических и энеолитических памятников (верхневолжская[4], льяловская, в меньшей степени балахнинская культуры, а также волосовская культура)[6][5].
Портреты мужчины и девушки фатьяновской культуры из Тимофеевского могильника (Ильинский район). Реконструкция Г. В. Лебединской
В начале 2-го тысячелетия до н. э. (бронзовый век) произошло резкое потепление климата. Территория края в это время представляла собой лесостепь, куда с запада переселялись носители фатьяновской культуры, оставившие глубокий след в истории Волго-Окского междуречья[7][1][5]. На основе волосовских, фатьяновских и абашевских традиций сформировались т. н. фатьяноидные древности. В середине 2-го тысячелетия до н. э. на территорию края проникли представители поздняковской культуры. К концу бронзового века путём синтеза местных и пришлых традиций сложилась культура текстильной керамики, продолжившая своё развитие в начале железного века. На её основе в Верхневолжье середины 1-го тысячелетия до н. э. сформировался вариант дьяковской культуры. На территории области известно около полутора десятков памятников этой культуры[8][5]. Около 2,5 тысяч лет назад в регионе появились первые небольшие крепости, относящиеся к дьяковской культуре. Они известны на Тезе, Нерли, Волге и других реках[1].
В Ивановской области наиболее интересен подробно изучавшийся в течение длительного периода времени Сахтышский археологический комплекс в Тейковском районе, возле осушенного озера Сахтыш, где было найдено огромное множество памятников мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков[1][5].
Вещевой набор могильника у деревни Давыдовское Большое близок к комплексам культуры рязано-окских могильников и поздним памятникам дьяковской культуры. Радиоуглеродным методом могильник Большое Давыдовское 2 в Суздальском Ополье датируется 139—570 годами[9].
С VI века край достаточно плотно заселяется финно-угорскими племенами меря (запад, центр — «ростовская» меря и север региона — «костромская» меря), мурома (юго-восток: низовья рек Лух и Теза) и мари (восток). Их предками были главным образом представители дьяковской культуры, от которых финны унаследовали традиции хозяйствования. Расширялся пушной промысел, в скотоводстве рас разведение лошадей, в том числе и на мясо. Финны были отличными резчиками и ювелирами, была высоко развита обработка железа. К X веку меря, мурома и мари переживали последнюю стадию разложения первобытнообщинного строя и стояли на пороге государственности[1][5].
Первые поселения людей в Верхневолжье относятся к Последнему оледенению[1]. На территории Ивановской области древнейшая найденная стоянка имеет слои палеолита (датировка: 12-13 тысяч лет назад) и находится близ озера Долгого в Клязьминском заказнике на границе Южского и Савинского районов[2][3]. Мезолит представлен бутовской[4] и иеневской культурами. Наибольшей концентрацией мезолитических стоянок отличалось скопление торфяных озёр Комсомольского и Тейковского районов[1][5]. В эпоху неолита поселений стало ещё больше. В Ивановской области известно более сотни неолитических и энеолитических памятников (верхневолжская[4], льяловская, в меньшей степени балахнинская культуры, а также волосовская культура)[6][5].
Портреты мужчины и девушки фатьяновской культуры из Тимофеевского могильника (Ильинский район). Реконструкция Г. В. Лебединской
В начале 2-го тысячелетия до н. э. (бронзовый век) произошло резкое потепление климата. Территория края в это время представляла собой лесостепь, куда с запада переселялись носители фатьяновской культуры, оставившие глубокий след в истории Волго-Окского междуречья[7][1][5]. На основе волосовских, фатьяновских и абашевских традиций сформировались т. н. фатьяноидные древности. В середине 2-го тысячелетия до н. э. на территорию края проникли представители поздняковской культуры. К концу бронзового века путём синтеза местных и пришлых традиций сложилась культура текстильной керамики, продолжившая своё развитие в начале железного века. На её основе в Верхневолжье середины 1-го тысячелетия до н. э. сформировался вариант дьяковской культуры. На территории области известно около полутора десятков памятников этой культуры[8][5]. Около 2,5 тысяч лет назад в регионе появились первые небольшие крепости, относящиеся к дьяковской культуре. Они известны на Тезе, Нерли, Волге и других реках[1].
В Ивановской области наиболее интересен подробно изучавшийся в течение длительного периода времени Сахтышский археологический комплекс в Тейковском районе, возле осушенного озера Сахтыш, где было найдено огромное множество памятников мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков[1][5].
Вещевой набор могильника у деревни Давыдовское Большое близок к комплексам культуры рязано-окских могильников и поздним памятникам дьяковской культуры. Радиоуглеродным методом могильник Большое Давыдовское 2 в Суздальском Ополье датируется 139—570 годами[9].
С VI века край достаточно плотно заселяется финно-угорскими племенами меря (запад, центр — «ростовская» меря и север региона — «костромская» меря), мурома (юго-восток: низовья рек Лух и Теза) и мари (восток). Их предками были главным образом представители дьяковской культуры, от которых финны унаследовали традиции хозяйствования. Расширялся пушной промысел, в скотоводстве рас разведение лошадей, в том числе и на мясо. Финны были отличными резчиками и ювелирами, была высоко развита обработка железа. К X веку меря, мурома и мари переживали последнюю стадию разложения первобытнообщинного строя и стояли на пороге государственности[1][5].
Объяснение: