местные судебно-администр. органы, призванные к жизни законом 12 июля 1889 г. Организация местного управления, созданного после освобождения крестьян (см. Мировые посредники) и видоизмененного в 1874 г. (см. Присутствия по крестьянским делам), представляла практические неудобства, необходимость устранения которых, ясно сознанная еще в 1880 г., вызвала сначала назначение сенаторских ревизий (см.) и обращение к земским собраниям, а затем, в ноябре 1881 г., образование особой комиссии, под председательством члена госуд. сов. М. С. Каханова (см. Кахановская комиссия). Комиссия эта была закрыта (в мае 1885 г.) еще до окончания возложенного на нее дела, и дальнейшая разработка вопроса о переустройстве местного управления передана министерству внутренних дел. Общее направление работ было в это время уже предрешено. Выражая свои чувства по поводу Высочайшего рескрипта 21 апр. 1885 г. (см. Дворянство), симбирское дворянство высказало, между прочим, уверенность в том, что "предпринятые преобразования дадут ему возможность спокойно жить в своих деревнях, создав ту власть, отсутствие которой заставляет ныне страдать и дворянина, и крестьянина". В ответ на это дворянству было объявлено, что "достижение указываемой им цели будет служить основанием предпринимаемых министром внутр. дел работ по образованию местных учреждений".
Николаевское правительство попыталось разработать собственную идеологию и внедрить ее в школы, университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров, выдвинувший теорию «официальной народности» («самодержавие, православие, народность»). По этой теории пассивность народа, наблюдавшаяся в первой половине XIX в., представлялась в качестве самобытных, исконных черт русского характера, а дворянско-интеллигентская революционность изображалась как испорченность образованной части общества влиянием чуждых России западных идей. В сочинениях официальных писателей восхвалялись существующие в России порядки, «самобытная» Россия противопоставлялась «растленному» Западу. Для многих здравомыслящих людей была очевидна надуманность казенной «теории», однако открыто об этом не говорили. Поэтому такое сильное впечатление произвело на современников опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, который с горечью и негодованием говорил об изоляции России от идейных течений Запада, о духовном застое, навязанном правительством. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. «Россией правят столоначальники», — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.
местные судебно-администр. органы, призванные к жизни законом 12 июля 1889 г. Организация местного управления, созданного после освобождения крестьян (см. Мировые посредники) и видоизмененного в 1874 г. (см. Присутствия по крестьянским делам), представляла практические неудобства, необходимость устранения которых, ясно сознанная еще в 1880 г., вызвала сначала назначение сенаторских ревизий (см.) и обращение к земским собраниям, а затем, в ноябре 1881 г., образование особой комиссии, под председательством члена госуд. сов. М. С. Каханова (см. Кахановская комиссия). Комиссия эта была закрыта (в мае 1885 г.) еще до окончания возложенного на нее дела, и дальнейшая разработка вопроса о переустройстве местного управления передана министерству внутренних дел. Общее направление работ было в это время уже предрешено. Выражая свои чувства по поводу Высочайшего рескрипта 21 апр. 1885 г. (см. Дворянство), симбирское дворянство высказало, между прочим, уверенность в том, что "предпринятые преобразования дадут ему возможность спокойно жить в своих деревнях, создав ту власть, отсутствие которой заставляет ныне страдать и дворянина, и крестьянина". В ответ на это дворянству было объявлено, что "достижение указываемой им цели будет служить основанием предпринимаемых министром внутр. дел работ по образованию местных учреждений".
В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. «Россией правят столоначальники», — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.