В 19 веке произошёл один из самых больших переворотов в истории человечества — традиционная аграрная цивилизация изменилась на индустриальную, или машинную, цивилизацию. Западная Европы изменилась до неузнаваемости. Она вырвалась вперёд в своём развитии. Произошёл промышленный переворот. Обновление затронуло все стороны жизни граждан. Модернизация проявилась в небывалом росте городов (урбанизация), использовании машин в производстве, приобретении знаний, демократизацией политической жизни, появлении свободы мыслей и атеизма. Формировалось новое буржуазное гражданство. В начале 19 века во Франции устанавливается власть Наполеона. Этот человек меняет устои. С 1804 года Франция — это уже Империя. Бонапарт выдаёт знаменитый Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона), который укрепляет буржуазную модель имущественных отношений, наследственного прав и положение наемного рабочего. Кодекс Наполеона сохранил важнейшие завоевания революции: равенство граждан перед законом, свободу религии, неприкосновенность личности и имущества. Приходит время Наполеоновских войн, которые затронут весь мир. А затем придут революции. Только в 1820-х Великобритания вступила в период устойчивого промышленного развития. Там сложилась конституционная монархия. Принцип которой: "Король царствует, но не правит". Реальная власть перешла к парламенту. В 1830 году начался массовое движение работников за избирательную реформу, которое длилось аж до 1850 года. В 1838 году выходит " Народная хартия". В это время Германия представляла собой союз, который состоял из 35 монархий и 4 вольных городов. Представительным органом Германии был бундестаг, который заседал во Франкфурте-на-Майне, но решения бундестага были не обязательны для членов союза. За лидерство в Германском союзе соперничали Пруссия и Австрия. Революция во Франции и в Италии послужила толчком. для волнений в разных германских державах. Однако главные события развернулись в Пруссии. 18 марта 1848 года началось восстание в Берлине. Король был вынужден уступить. Важнейшим в ходе революции был вопрос об объединении Германии. 18 мая 1848 года открылось первое заседание Франкфуртского национального собрания. Большинство депутатов считали, что Германия должна объединиться возле Пруссии. В 1849 году парламент принял конституцию. Германских державы должны были объединиться в единую империю во главе которой стоял наследный монарх с двухпалатным рейхстагом. Прусский король отказался от короны императора. Народные выступления были подавлены прусской армией, а Франкфуртский парламент разогнан. Объеденинение так и не произошло.
Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.
Учитель обращается к ученикам:
Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.
Ребята, что такое Реформация?
Каковы были причины Реформации в Германии?
Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?
Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?
Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».
Что получили от Реформации различные слои населения?
Изучение новой темы.
План изучения новой темы:
Жан Кальвин -французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Кальвинистская церковь.
Распространение кальвинизма по Европе.
Контрреформация.
Орден иезуитов.
Попытки реформ и Тридентский собор.
Жан Кальвин -французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Рассказ учителя:
Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.
Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение –кальвинизм.
Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»
Кальвин утверждал, что…
Судьбы людей предопределены Богом.
Никто из верующих не знает собственного предопределения.
Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.
Именно труд был знаком души.
Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.
Кальвинистская церковь.
Распространение кальвинизма по Европе.
Контрреформация.
Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:
Учитель предлагает учащимся изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке Выступление групп с отчетом об изученном материале. Учитель предваряет выступление: - В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение. Далее следует выступление групп. После выступления задаются вопросы всему классу:
- Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?
- Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»? 1540 г. - Образование ордена иезуитов.
Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.
Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.
Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?
«+»
«-»
миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.
убивали соперников, всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского
Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.
Попытки реформ и Тридентский собор.
Рассказ учителя:
Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.
Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.
Тридентский собор:
Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.
Исключительное право церкви толкования Священного писания.
Укрепление инквизиции.
Запрет на продажу индульгенций.
Открытие семинарий для католических священников.
В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.
Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.
В начале 19 века во Франции устанавливается власть Наполеона. Этот человек меняет устои. С 1804 года Франция — это уже Империя. Бонапарт выдаёт знаменитый Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона), который укрепляет буржуазную модель имущественных отношений, наследственного прав и положение наемного рабочего. Кодекс Наполеона сохранил важнейшие завоевания революции: равенство граждан перед законом, свободу религии, неприкосновенность личности и имущества. Приходит время Наполеоновских войн, которые затронут весь мир. А затем придут революции.
Только в 1820-х Великобритания вступила в период устойчивого промышленного развития. Там сложилась конституционная монархия. Принцип которой: "Король царствует, но не правит". Реальная власть перешла к парламенту. В 1830 году начался массовое движение работников за избирательную реформу, которое длилось аж до 1850 года. В 1838 году выходит " Народная хартия".
В это время Германия представляла собой союз, который состоял из 35 монархий и 4 вольных городов. Представительным органом Германии был бундестаг, который заседал во Франкфурте-на-Майне, но решения бундестага были не обязательны для членов союза. За лидерство в Германском союзе соперничали Пруссия и Австрия. Революция во Франции и в Италии послужила толчком. для волнений в разных германских державах. Однако главные события развернулись в Пруссии. 18 марта 1848 года началось восстание в Берлине. Король был вынужден уступить. Важнейшим в ходе революции был вопрос об объединении Германии. 18 мая 1848 года открылось первое заседание Франкфуртского национального собрания. Большинство депутатов считали, что Германия должна объединиться возле Пруссии. В 1849 году парламент принял конституцию. Германских державы должны были объединиться в единую империю во главе которой стоял наследный монарх с двухпалатным рейхстагом. Прусский король отказался от короны императора. Народные выступления были подавлены прусской армией, а Франкфуртский парламент разогнан. Объеденинение так и не произошло.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей.
Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.
Учитель обращается к ученикам:
Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.
Ребята, что такое Реформация?
Каковы были причины Реформации в Германии?
Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?
Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?
Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».
Что получили от Реформации различные слои населения?
Изучение новой темы.
План изучения новой темы:
Жан Кальвин -французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Кальвинистская церковь.
Распространение кальвинизма по Европе.
Контрреформация.
Орден иезуитов.
Попытки реформ и Тридентский собор.
Жан Кальвин -французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Рассказ учителя:
Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.
Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение –кальвинизм.
Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»
Кальвин утверждал, что…
Судьбы людей предопределены Богом.
Никто из верующих не знает собственного предопределения.
Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.
Именно труд был знаком души.
Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.
Кальвинистская церковь.
Распространение кальвинизма по Европе.
Контрреформация.
Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:
Учитель предлагает учащимся изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке
Выступление групп с отчетом об изученном материале.
Учитель предваряет выступление:
- В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.
Далее следует выступление групп.
После выступления задаются вопросы всему классу:
- Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?
- Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?
1540 г. - Образование ордена иезуитов.
Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.
Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.
Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?
«+»
«-»
миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.
убивали соперников, всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского
Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.
Попытки реформ и Тридентский собор.
Рассказ учителя:
Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.
Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.
Тридентский собор:
Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.
Исключительное право церкви толкования Священного писания.
Укрепление инквизиции.
Запрет на продажу индульгенций.
Открытие семинарий для католических священников.
В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.
Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.