2)Социальный статус членов феодального общества определялся тремя сословиями. К первому относилось дворянство, ко второму – духовенство, к третьему – крестьяне, позднее горожане. Примечательно, что даже в начале XI в. горожане не считались сословием, хотя составляли более многочисленную группу, нежели светские и духовные феодалы вместе взятые. Человек от рождения считался благородным или подлым, т.е. несущим определенные повинности. Перейти из одного сословия в другой было чрезвычайно трудно – требовались особые заслуги.
Военное дело считалось монополией феодала, молитва - монополией духовенства, труд – монополией крестьян. Феодалы гарантировали защиту населения и обеспечивали порядок (сеньоры и лорды сражались); духовенство заботилось о духовном состоянии общества (оно молилось); крестьяне обеспечивали тех и других необходимыми средствами существования (они работали).
На вершине социальной пирамиды находился высший феодал (император, король и др.), затем шли знатные дворяне и мелкие рыцари. По численности правящий класс составлял менее 5 % от общего населения.
В соответствии с этим сложилась и иерархическая структура феодального общества. Она представляла собой четыре уровня: высший – суверен (вассалитет), 1-й и 2-й уровни – суверен, вассалы, 3-й уровень – вассал.
Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты, жрецы. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением.
Военное дело считалось монополией феодала, молитва - монополией духовенства, труд – монополией крестьян. Феодалы гарантировали защиту населения и обеспечивали порядок (сеньоры и лорды сражались); духовенство заботилось о духовном состоянии общества (оно молилось); крестьяне обеспечивали тех и других необходимыми средствами существования (они работали).
На вершине социальной пирамиды находился высший феодал (император, король и др.), затем шли знатные дворяне и мелкие рыцари. По численности правящий класс составлял менее 5 % от общего населения.
В соответствии с этим сложилась и иерархическая структура феодального общества. Она представляла собой четыре уровня: высший – суверен (вассалитет), 1-й и 2-й уровни – суверен, вассалы, 3-й уровень – вассал.
Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты, жрецы. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением.