В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Ее основные идеи:человек есть самое ценное на земле и его свобода важнее интересов государства;все люди равны в своих человеческих правах, невзирая на сословные различия;общество нуждается в совершенствовании и важнейшую роль должны сыграть в этом наука, просвещение, законотворчество.Популярной становится идея "философа на троне", правящего с мудрых законов и заботящегося о просвещении народа. В России политика "просвещенного абсолютизма" связана с именем Екатерины II (1762-1796).Самым крупным мероприятием "просвещенного абсолютизма" должна была стать работа Комиссии по подготовке нового кодекса законов (Уложения), созванной в 1767 г. Екатерина обратилась к Комиссии с "Наказом", в котором изложила программу своего царствования. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декларировались идеи прав человека и общего блага; объявлялось, что задача государства не отнять у людей их вольности, а направить их деятельность к получению наибольшего добра.Вместе с тем в "Наказе" обосновывалась неограниченная монархия, как единственно возможная в России власть. Однако монархия не должна вырождаться в деспотизм, для чего императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности и установить равенство всех перед законом. Законы, писала она, должны основываться на разуме и соответствовать "вольности" граждан. "Наказ" намечал также направление экономической политики - Екатерина выступала за свободу торговли и промышленности.Автор "Наказа" принципиально высказывалась против крепостного права, поскольку оно противоречит "естественному закону", но требование освобождения не выдвигалось. Говорилось, что закон обязан ограждать крестьян от злоупотреблений помещиков.Таким образом, программа Екатерины II оказывалась внутренне противоречивой : с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии , а с другой - сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.
Этот рассказ который я вам сейчас повествую рассказал мне мой прадедушка, настоящий русский крестьянин. (Он рассказал как проходил его день). С утра по крику петухов всей деревней вставали, умывались, одевались и подпоясывались, на поле все шли друг на друга похожие мужчины легких штанах, да рубахе, на голове всегда косынка или еще, что. Женщины шли в рубахах, да в юбках до самой земли. Мы шли на долгую работу с раннего утра до полудни работали на поле: мужчины пахали и копали землю, женщина убирали сорняки и поливали культуру. В полдень все шли домой на обед. Все готовили разное. Чаще всего у нас был борщ. Достав из печи котелок мы рассаживались по скамьям, на печку или даже на пол и принимались за еду, некоторые ели прямо в поле. После обеда мы сразу возвращались на поле, снова работать. Так у наших крестьян проходило 6 дней в неделю еще один день у них был на свое хозяйство, дом, охоту и другие занятия.