Ростов-на-Дону — город в Российской Федерации, административный центр Ростовской области; расположен на правом берегу реки Дон, в 46 км от его впадения в Азовское море, в 1226 км к юго-востоку от Москвы. Ростов-на-Дону — крупный узел железнодорожных линий и автомобильных дорог, морской и речной порт, в городе находится аэропорт.
Ростов-на-Дону — крупный промышленный и культурный центр России. Среди ведущих городской промышленности: машиностроение (крупнейшее производственное объединение зерноуборочных комбайнов «Ростсельмаш»), пищевкусовая, легкая. В Ростове действуют Ростовский государственный университет, драматический театр имени Горького, театры музыкальной комедии, кукол, цирк, краеведческий музей, музей изобразительных искусства.
Население — 1,052 млн человек (2007) в границах муниципального образования (10-е место в РФ) и 1,8 млн человек в собственной Ростовской агломерации (6-е место). В Ростовско-Шахтинской конурбации насчитывается 2,57 млн.человек.
Территория Ростова с древнейших времен находилась на пересечении важных водных и наземных торговых путей. Однако первые постоянные поселения здесь появились в конце 17 — начале 18 веков. Датой основания города принято считать 15 декабря 1749 года, когда вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Темерницкой таможни на правом берегу Дона у Богатого источника.
В 1761 году здесь началось строительство крепости, названной в честь митрополита Дмитрия Ростовского. В 1797 году поселение при крепости получило статус города. Свое нынешнее название город получил в 1806 году. К середине 19 века Ростов стал известен ежегодными ярмарками: Вознесенской и Успенско-Богородицкой. На них в изобилии были представлены чай, кожи, лошади, хлеб, ткани, сахар, табак, рыба, вино.
В конце 19 века Ростов становится одним из самых больших городов России. В 1870 году через Ростов железная дорога, связавшая его с Харьковом и Москвой, в 1875 году — с Владикавказом. К началу 20 века в городе насчитывалось около 140 промышленных предприятий с 14,5 тысячами работников.
К концу 19 века складывается архитектурный облик делового центра Ростова. Достопримечательностью города стал Городской дом (1899). В здании, построенном по проекту архитектора А. Н. Померанцева, находились: городская Дума, областной комитет КПСС, городская администрация. Позднее, уже в 20 веке, в черту Ростова вошел город Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 году переселенными сюда по указу Екатерины Великой крымскими армянами.
В годы Гражданской войны Донской край являлся оплотом сопротивления власти большевиков. После установления Советской власти в Ростове в период индустриализации были построены машиностроительные гиганты: в 1926 году началось строительство Ростсельмаша, в 1932 году был построен завод «Труболит», создавались новые предприятия перерабатывающей промышленности, завод шампанских вин, мясокомбинат, хлебозавод. Строительство крупных промышленных предприятий требовало рабочих рук, в Ростове возникли новые жилые поселки: Сельмаш, имени Орджоникидзе, имени Фрунзе, Красный город-сад, Северный.
В годы Великой Отечественной войны не раз город переходил из рук в руки противоборствующих сторон и сильно пострадал. В 1945 году был утвержден генеральный проект планировки города. Помимо восстановления предполагалось увеличение площадей застройки, строительство новых промышленных предприятий, жилых массивов.
В 1981 году был принят новый генеральный план застройки города. Этому предшествовали появление в Ростове тринадцати производственных объединений, возведение сотен пятиэтажных домов, расширение границ города на западе (Западный жилой массив), севере (Северный жилой массив), юго-востоке (Александровка). Были построены новый мост через Дон, Дворец культуры комбайностроителей, более двухсот магазинов.
Общественный строй. Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там образовалась многочисленная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Наиболее важную роль играли "мужи галицкие" - крупные вотчинники, которые уже в XII в. выступают против любых попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих городов. Другую группу составляли служилые феодалы. Источниками их земельных владений были княжеские конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также захваченные общинные земли. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили. Служилые феодалы поставляли князю войско, состоявшее из зависимых от них крестьян. Это была опора галицких князей в борьбе с боярством. К феодальной верхушке принадлежала и крупная церковная знать в лице архиепископов, епископов, игуменов монастырей, которые владели обширными землями и крестьянами. Церковь и монастыри приобретали земельные владения за счет и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, превращая крестьян в монастырских и церковных феодально-зависимых людей. Основную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне (смерды). Рост крупного землевладения и формирование класса феодалов сопровождались установлением феодальной зависимости и появлением феодальной ренты. Такая категория, как холопы, почти исчезла. Холопство слилось с крестьянами, сидевшими на земле. В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов. Самой многочисленной группой городского населения были ремесленники. В городах находились ювелирные, гончарные, кузнечные и другие мастерские, продукция которых шла не только на внутренний, но и на внешний рынок. Большие доходы приносила соляная торговля. Будучи средоточием ремесла и торговли, Галич получил известность и как культурный центр. Здесь была создана Галицко-Волычская летопись, другие письменные памятники Х11-Х111 вв. Государственный строй. Галицко-Волынское княжество дольше, чем многие другие русские земли, сохраняло единство, хотя власть в нем принадлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной. Достаточно сказать, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским столом - приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку верхушки боярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре приглашали поляков и венгров. Нескольких галицко-волынских князей бояре повесили. Бояре осуществляли свою власть с совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного акта без его согласия. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупные административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.
Ростов-на-Дону — город в Российской Федерации, административный центр Ростовской области; расположен на правом берегу реки Дон, в 46 км от его впадения в Азовское море, в 1226 км к юго-востоку от Москвы. Ростов-на-Дону — крупный узел железнодорожных линий и автомобильных дорог, морской и речной порт, в городе находится аэропорт.
Ростов-на-Дону — крупный промышленный и культурный центр России. Среди ведущих городской промышленности: машиностроение (крупнейшее производственное объединение зерноуборочных комбайнов «Ростсельмаш»), пищевкусовая, легкая. В Ростове действуют Ростовский государственный университет, драматический театр имени Горького, театры музыкальной комедии, кукол, цирк, краеведческий музей, музей изобразительных искусства.
Население — 1,052 млн человек (2007) в границах муниципального образования (10-е место в РФ) и 1,8 млн человек в собственной Ростовской агломерации (6-е место). В Ростовско-Шахтинской конурбации насчитывается 2,57 млн.человек.
Территория Ростова с древнейших времен находилась на пересечении важных водных и наземных торговых путей. Однако первые постоянные поселения здесь появились в конце 17 — начале 18 веков. Датой основания города принято считать 15 декабря 1749 года, когда вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Темерницкой таможни на правом берегу Дона у Богатого источника.
В 1761 году здесь началось строительство крепости, названной в честь митрополита Дмитрия Ростовского. В 1797 году поселение при крепости получило статус города. Свое нынешнее название город получил в 1806 году. К середине 19 века Ростов стал известен ежегодными ярмарками: Вознесенской и Успенско-Богородицкой. На них в изобилии были представлены чай, кожи, лошади, хлеб, ткани, сахар, табак, рыба, вино.
В конце 19 века Ростов становится одним из самых больших городов России. В 1870 году через Ростов железная дорога, связавшая его с Харьковом и Москвой, в 1875 году — с Владикавказом. К началу 20 века в городе насчитывалось около 140 промышленных предприятий с 14,5 тысячами работников.
К концу 19 века складывается архитектурный облик делового центра Ростова. Достопримечательностью города стал Городской дом (1899). В здании, построенном по проекту архитектора А. Н. Померанцева, находились: городская Дума, областной комитет КПСС, городская администрация. Позднее, уже в 20 веке, в черту Ростова вошел город Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 году переселенными сюда по указу Екатерины Великой крымскими армянами.
В годы Гражданской войны Донской край являлся оплотом сопротивления власти большевиков. После установления Советской власти в Ростове в период индустриализации были построены машиностроительные гиганты: в 1926 году началось строительство Ростсельмаша, в 1932 году был построен завод «Труболит», создавались новые предприятия перерабатывающей промышленности, завод шампанских вин, мясокомбинат, хлебозавод. Строительство крупных промышленных предприятий требовало рабочих рук, в Ростове возникли новые жилые поселки: Сельмаш, имени Орджоникидзе, имени Фрунзе, Красный город-сад, Северный.
В годы Великой Отечественной войны не раз город переходил из рук в руки противоборствующих сторон и сильно пострадал. В 1945 году был утвержден генеральный проект планировки города. Помимо восстановления предполагалось увеличение площадей застройки, строительство новых промышленных предприятий, жилых массивов.
В 1981 году был принят новый генеральный план застройки города. Этому предшествовали появление в Ростове тринадцати производственных объединений, возведение сотен пятиэтажных домов, расширение границ города на западе (Западный жилой массив), севере (Северный жилой массив), юго-востоке (Александровка). Были построены новый мост через Дон, Дворец культуры комбайностроителей, более двухсот магазинов.