Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному.Одни называли 19 февраля “великим днем”, сам Александр II назвал этот день “лучшим днем” своей жизни; другие – “чистым обманом, издевательством над крестьянами” (Н.А.Некрасов). В одной из статей Н.П. Огарева, опубликованной в журнале “Колокол”, крестьянская реформа оценивалась следующим образом: «старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царём обманут». В своих работах Н.Г. Чернышевский убеждал, что крестьянская реформа антинародна, а подлинное освобождение крестьян может быть достигнуто путём революционного перехода к социализму. Вопросы:
1) Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события?
2) Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной? Свое мнение подкрепите тремя аргументами.
Боя́рин (ж.р. боя́рыня, мн.ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества
Закупы - это свободные крестьяне, попадавшие в зависимость от помещика за долг, купу, обязанные вернуть долг хозяину либо в той же форме, что и взяли, конечно, с процентами, либо отрабатывая на земле феодала
В Древней Руси лица, служившие землевладельцам по ряду, как правило попавшие в зависимость от него за денежный долг семенами или орудиями труда и вынужденные отрабатывать его у господина, используя часть своего времени; близки к закупам
Холопы - в России в х - начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев
Огнищане (тиун огнищанский, огневщик) — должность в Древней Руси. Охраняли княжескую собственность
Челядь — название зависимого населения в Древней Руси
СМЕРДЫ - мелкие землевладельцы, составлявшие неоднородную по социально-правовому статусу группу населения в Древней Руси
феодальная раздробленность период ослабления центральной власти в феодальных государствах
УСОБИЦА Междоусобная вражда, борьба. Княжеские усобицы.
Ле́топись (или летописа́ние) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Задание 1
Перечислите основные вехи политической биографии М. М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?
Задание 2
Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» . Составьте развернутый план доклада.
Задание 3
Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?
Задание 4
Заполните таблицу.
Политические реформы М. М. Сперанского
Основные положенияПоложительные стороныОтрицательные стороны
Задание 5
Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:
Сенат
Государственная дума
Государственный совет
Министерства
Задание 6
Выберите правильный ответ.
По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:
а) самодержавной монархией;
б) конституционной монархией;
в) парламентской монархией;
г) республикой.
Задание 7
На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.
Задание 8
Заполните таблицу.
Причины и последствия отставки М. М. Сперанского
ПричиныПоследствия
Задание 9
Заполните таблицу.
Функции министерств
Название министерстваФункции
Военное министерство
Морское министерство
Министерство иностранных дел
Министерство юстиции
Министерство внутренних дел
Министерство финансов
Министерство народного просвещения
Министерство коммерции