Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. в качестве жилищ использовали пещеры. в те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины. в период среднего палеолита первобытные люди начинают сами строить жилища. они сооружали их из огромных костей, черепов и бивней мамонтов, веток, а сверху накрывали шкурами животных. археологи доказали, что такие жилища существовали долгое время и разделялись на зимние и летние. люди жили поселениями по 25 - 70 человек. орудия труда стали намного сложнее: появились скребки для обработки шкур, резцы для раскроя шкур и обработки кости и дерева, сверла, наконечники для оружия, шила, иглы из костей. самым важным достижением людей в этот период стало овладение огнем. его добывали высеканием искры из кремня или трением сухих палочек. научившись разводить костер, люди защищали себя от холода и хищных зверей. основной пищей было мясо животных, добытое на охоте. поэтому численность людей зависела от количества диких животных, проживавших на определенной территории. средний возраст человека того времени составлял 20 - 23 года. ученые подсчитали, что население украины в то время насчитывало 3-6 тысяч человек. первые религиозные представления и верования появляются в период среднего палеолита. это подтверждается находками в крыму, где обнаружены первые погребения людей по сложному ритуалу. человек начинает задумываться над окружавшими его природными явлениями, старается понять их суть и как-то повлиять на них. в позднем палеолите религиозные верования усложняются. известно, что перед охотой люди совершали магические действия и заклинания. они изображали животное на земле или стене пещеры и кололи изображения копьями или стрелами. по их представлениям, это должно было принести удачу во время охоты. древние люди верили, что каждое живое существо и многое из окружающего мира (гора, река, лес) имеет своего двойника - духа или душу, и старались задобрить их жертвами-подарками. к древнейшим верованиям относится также представление людей о том, что их род ведет свое начало от животного-предка (волка, медведя, ворона, орла или др.) . таких животных обожествляли, их запрещалось убивать или употреблять в пищу. они считались покровителями членов рода. в эпоху среднего палеолита начинается зарождение искусства. археологи находят кости с резным орнаментом, изображения животных и людей, выполненные чаще всего черной и красной краской. во времена позднего палеолита искусство усложняется. на поселении молодовое над днестром найдены высеченные на лопатке мамонта изображения людей и животных. костяные браслеты и человекоподобные фигурки со сложным орнаментом найдены при раскопках стоянки в мезино, на черниговщине. археологические находки говорят нам о существовании в то время музыкального искусства. найдены костяные флейты, особое культовое сооружение для осуществления обрядов, сопровождавшихся музыкой, набор первобытных музыкальных инструментов.
Развитие образования. в vii—viii веках греческий язык стал государственным языком империи. государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках, умеющих грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. грамотные люди встречались да¬же среди крестьян и ремесленников. наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. в них обучали чтению, письму, счёту и церковному пению. кроме библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних учёных, поэмы гомера, трагедии эсхила и софокла, сочинения византийских учёных и писателей; решали довольно сложные арифметические . в ix веке при императорском дворце в константинополе была открыта высшая школа. в ней преподавали религию, мифологию, , , .